Замещение вакантных должностей в органах

Порядок обращения граждан с заявлениями о замещении вакантных должностей государственной гражданской службы

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган:

а) личное заявление;

б) заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы:

копию трудовой книжки, заверенную нотариально или кадровой службой по месту службы (работы), и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и (или) иные документы, подтверждающие служебную (трудовую) деятельность гражданина (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые);

копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту службы (работы);

д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в ином государственном органе, представляет в этот государственный орган заявление на имя представителя нанимателя и заполненную, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, анкету с приложением фотографии. Форма анкеты утверждается Правительством Российской Федерации.

С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений.

Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке.

Проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Необходимые документы представляются в государственный орган в течение 21 дня со дня размещения объявления об их приеме на официальном сайте государственного органа и федеральной государственной информационной системе «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме.

При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе.

Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представитель нанимателя не позднее, чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направляет сообщения о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе (далее – кандидаты).

При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Проведение заседания конкурсной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.

При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.

Конкурсная комиссия вправе также принять решение, имеющее рекомендательный характер, о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, который не стал победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, но профессиональные и личностные качества которого получили высокую оценку.

Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании.

По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.

Если конкурсной комиссией принято решение о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, не ставшего победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, то с согласия указанного лица издается акт государственного органа о включении его в кадровый резерв этого органа для замещения должностей гражданской службы той же группы, к которой относилась вакантная должность гражданской службы.

Сообщения о результатах конкурса направляются в письменной форме кандидатам в 7-дневный срок со дня его завершения. Информация о результатах конкурса также размещается в указанный срок на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению.

Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются кандидатами за счет собственных средств.

Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Порядок замещения должностей государственной гражданской службы

Понятие «замещение должностей» может рассматриваться в широком и узком смысле. В узком понимании данный термин употребляется в ТК РФ применительно к заключению трудового договора при избрании по конкурсу (ст. 16, 18). Законодательство о государственной службе исходит из широкого толкования этого понятия, охватывающего все способы поступления лица на долж­ность государственной службы.

Основанием возникновения служебного правоотношения яв­ляется, как правило, сложный фактический состав, включающий в себя акт о назначении на должность, заключение соглашения о прохождении государственной службы, а также иные юридиче­ские факты (в частности, победа в конкурсе).

Сложным является и вопрос о допустимости возникновения служебного правоотношения в силу фактического допуска к рабо­те. Так, Л. А. Чиканова полагает, что без соответствующих указа­ний и уточнений в Законе о гражданской службе фактическое до­пушение к работе (исполнению служебных обязанностей) вряд ли может быть применимо к гражданским служащим 1 . Действитель­но, если гражданин не был назначен на должность государствен­ной службы в установленном законом порядке, его действия, свя­занные с осуществлением полномочий по данной должности, не могут считаться совершенными от имени и по поручению госу­дарства и, следовательно, не должны вызывать никаких юридиче­ских последствий.

На сегодняшний день основным способом замещения вакантной должности государственной службы является конкурсный отбор. В различных странах мира, как правило, существует два способа комплектования государственного аппарата — «система добычи» и «система заслуг». Суть «системы добычи» состоит в том, что лицо, победившее на выборах либо силой захватившее власть, расставляет на все государственные посты своих сторонников. При этом квали­фикация служащего может и не учитываться, поскольку определяю­щим критерием является возможность руководителя осуществлять постоянный контроль за своим выдвиженцем. Напротив, «система заслуг» предполагает занятие государственных должностей лицами, победившими на специально организованных конкурсах. В настоя­щее время «система заслуг» является общепризнанной в мировой практике. Она предполагает не только конкурсный отбор наиболее квалифицированных кадров при приеме на государственную служ­бу, но и обеспечение возможности должностного роста в соответст­вии с профессиональным уровнем государственного служащего. Для этого используются различные способы оценки профессио­нальных качеств: аттестация, квалификационный экзамен и т. п.

Значение «системы заслуг» для обеспечения высокого правово­го качества национальной государственной службы и собственно государственной административной системы настолько велико, что в развитых странах ученые называют ее меритократией, т. е. властью заслуг и заслуженных людей 2 .

Закон о гражданской службе устанавливает, что замещение должности государственной гражданской службы осуществляется на конкурсной основе. Принципиальной новеллой этого Закона в части способов формирования кадрового состава гражданской службы является распространение конкурсной процедуры в том числе на переводы в порядке должностного роста. Исходя из бук­вального понимания ст. 22 указанного Закона, замещение любой должности государственной гражданской службы как впервые, так и лицом, уже состоящим на гражданской службе, осуществляется исключительно по результатам конкурса.

Процедура конкурсного отбора в настоящее время регламенти­руется Указом Президента РФ от 01 февраля 2005г. №112 «О конкурсе на замещение вакант­ной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Законом установлен исчерпывающий перечень исключений из конкурсного порядка замещения должностей государственной гражданской службы. Законодатель выделяет два случая: в первом случае конкурс на замещение должности гражданской службы не может проводиться, во втором — может не проводиться.

Конкурс не может проводиться:

при назначении на должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», если эти должности замещаются на определенный срок полномочий;

при замещении должностей категории «руково­дители», назначение на которые и освобождение от которых осу­ществляются Президентом РФ или Правительством РФ;

при за­ключении срочного служебного контракта;

при предоставлении граж­данскому служащему другой должности в предусмотренных зако­ном случаях. Прежде всего это касается тех гражданских служащих, которые по состоянию здоровья в соответствии с медицинским за­ключением не могут исполнять должностные обязанности по заме­щаемой должности. Таким лицам должна быть предоставлена дру­гая должность, соответствующая их квалификации и не противо­показанная им по состоянию здоровья. Очевидно, что замещение такой должности не может быть обусловлено процедурой прохож­дения конкурса;

при предоставлении гражданскому служа­щему иной должности в том же или другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образова­ния, стажа гражданской службы предусмотрено законом в случае ликвидации или реорганизации государственного органа, а также при сокращении должностей гражданской службы. Во всех этих случаях замещение должности государственной гражданской службы осуществляется не на конкурсной основе;

при назначении на должность гражданина, состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе (по общему правилу кадровый резерв теперь формируется на конкурсной основе). Понятно, что при таком по­рядке формирования кадрового резерва нет необходимости в по­вторном проведении конкурса для замещения должности граж­данской службы.

Кроме рассмотренных выше норм, императивно приписываю­щих исключения из общей процедуры конкурсного отбора на заме­щение должности гражданской службы, законодатель устанавли­вает случаи, когда конкурс может не проводиться:

при на­значении на должности, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих го­сударственную тайну;

при назначении на должности, которые от­носятся к группе младших должностей гражданской службы.

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательствомРоссийской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

Согласно Положению о конкурсе на замещение ва­кантной должности государственной гражданской службы Рос­сийской Федерации, утвержденному этим Указом, конкурс прово­дится в два этапа.

На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информа­цию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользова­ния. В публикуемом объявлении указываются наименование ва­кантной должности гражданской службы, требования, предъяв­ляемые к претенденту на замещение этой должности, место и вре­мя приема документов, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, а также сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, элек­тронный адрес сайта государственного органа).

На сайте государственного органа размещается следующая ин­формация о конкурсе:

наименование вакантной должности граж­данской службы;

требования, предъявляемые к претенденту на за­мещение этой должности;

условия прохождения гражданской службы;

место и время приема документов, срок, до истечения ко­торого принимаются указанные документы;

предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие ин­формационные материалы.

Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган необходимые документы, перечень которых установлен ст. 26 Закона о гражданской службе.

При участии в конкурсе гражданского служащего необходимые документы предоставляются кадровой службой государственного органа. При этом документы, представленные гражданином, под­лежат проверке. Проверка достоверности сведений осуществляет­ся только в случае участия в конкурсе на замещение вакантной должности, относящейся к высшей группе должностей граж­данской службы.

На данном этапе недопустима какая-либо оценка кандидатов по их деловым или личностным качествам. Следует отметить, что законодательство многих субъектов РФ расширяет содержатель­ную часть первого этапа конкурса. Как правило, на первом этапе конкурса предусматривается написание реферата на заданную те­му. Так, например, методикой проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Са­ратовской области, утвержденной распоряжением Правительства Саратовской области от 17 июня 2005 г. № 169-Пр, предусмотрено следующее. Первый этап заключается в привлечении гражданско­го служащего (гражданина) к участию в конкурсе и проверке его соответствия требованиям вакантной должности на основе анали­за представленных документов и подготовленных участниками конкурса аналитических материалов (рефератов) по утверж­денному тематическому плану.

Между тем оценка кандидатов, допущенных к конкурсу на за­мещение вакантной должности гражданской службы, дается кон­курсной комиссией на основе представленных кандидатами до­кументов, их профессиональных, личностных качеств, выявлен­ных в ходе индивидуального собеседования, анкетирования, групповых дискуссий, тестирования, написания реферата.

Документы для участия в конкурсе представляются в государст­венный орган в течение месяца со дня объявления об их приеме.

Решение о дате, времени и месте проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после провер­ки достоверности сведений, представленных гражданами, изъя­вившими желание участвовать в конкурсе. Представитель нанима­теля не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса сообщает государственным служащим и гражданам, допущенным к участию в конкурсе, о дате, времени и месте его проведения.

Конкурсная комиссия образуется актом государственного ор­гана. Она в соответствии с указанным выше Положением действует на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса оп­ределяются правовым актом государственного органа. В государ­ственном органе допускается образование нескольких конкурс­ных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы.

Закон содержит примерный перечень гражданских служащих, которые включаются в состав конкурсной комиссии:

представители кадровой службы;

представители юридической (правовой) службы;

гражданские служащие из подразделения, в котором прово­дится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы;

представитель соответст­вующего органа по управлению государственной службой;

в состав конкурсной комиссии долж­ны включаться независимые эксперты. Новеллой Закона о граж­данской службе является норма, закрепляющая минимальное ко­личество независимых экспертов: не менее одной четверти общего числа членов конкурсной комиссии. В качестве независимых экс­пертов могут выступать представители научных и образовательных учреждений либо других организаций, которые являются специа­листами по вопросам, связанным с гражданской службой. Экспер­ты приглашаются представителем нанимателя. Однако Закон пря­мо запрещает указывать в запросе представителя нанимателя к уч­реждению или организации персональный состав независимых экспертов; он определяется руководителем соответствующей орга­низации.

На втором этапе конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, о прохождении гражданской или иной государственной службы, об осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих феде­ральным законам и другим нормативным правовым актам Россий­ской Федерации методов оценки профессиональных и личност­ных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание ре­ферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кан­дидата. Ее заседание считается правомочным, если на нем присут­ствует не менее двух третей состава. Решения комиссии принима­ются открытым голосованием простым большинством голосов от числа членов, присутствующих на заседании.

В настоящее время попытки урегулировать методику проведе­ния конкурса на замещение вакантной должности государствен­ной гражданской службы предпринимаются в рамках ведомствен­ного, а также регионального нормотворчества.

При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение кон­курсной комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

Государственная служба

На федеральную государственную гражданскую службу (далее гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих».

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы и проводится в соответствии с порядком, установленным Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 « О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Конкурс не проводится:

при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»; при заключении срочного служебного контракта; при назначении на должность гражданской службы (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Конкурс может не проводиться:

при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну. по решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Претенденту на замещение должности гражданской службы следует предварительно ознакомиться с ограничениями и запретами, связанными с гражданской службой, а также требованиями к служебному поведению гражданского служащего, определенными ст. 16, 17, 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Квалификационные требования к кандидатам на замещение государственной гражданской должности

Вакансии

Адрес электронной почты, по которому можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей: [email protected]

Конкурсы

Кадровый резерв Минюста России

Информация о численности кадрового резерва Минюста России

По состоянию на 01.12.2022 кадровый резерв Министерства юстиции Российской Федерации составляет 466 чел. (67 чел. в центральном аппарате и 399 – в территориальных органах Минюста России).

О наставничестве в Минюсте России

Дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих

Обучающие материалы:

Информация для инвалидов, заинтересованных в поступлении на государственную гражданскую службу Российской Федерации в Министерство юстиции Российской Федерации

Уважаемые граждане!

Статьей 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о государственной гражданской службе) предусматривается равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к государственной гражданской службе Российской Федерации (далее – гражданская служба) и равные условия её прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами государственного гражданского служащего Российской Федерации. В этой связи инвалиды приглашаются для участия в конкурсных и иных оценочных процедурах для замещения должностей гражданской службы наряду с иными лицами. При принятии решения о поступлении на гражданскую службу гражданину следует учитывать способности, которые должны позволять ему исполнять должностные обязанности, связанные с подготовкой документов на компьютере, а также общением с гражданами и коллегами по службе. Мы заинтересованы в профессиональных кадрах, имеющих высокую мотивацию к качественному исполнению должностных обязанностей и достижению значимых результатов. Одновременно информируем, что в соответствии с Федеральным законом о государственной гражданской службе имеется ряд ограничений и запретов, препятствующих поступлению на гражданскую службу, в частности, наличие двойного гражданства, не снятой и не погашенной судимости, а также заболеваний, установленных приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 984н (приложение № 2 к приказу), препятствующих поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденных заключением медицинской организации. Спасибо за проявленный интерес к гражданской службе!

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий