Оформление земли под линейными объектами

Порядок оформления прав на земельные участки (на период строительства/реконструкции линий связи, иных линейных объектов)

Прошу разъяснить какова процедура оформления прав на земельные участки (на период строительства/реконструкции линий связи, иных линейных объектов).

Для разъяснения процедуры оформления прав на земельные участки (на период строительства/реконструкции линии связи, иных линейных объектов) мы подготовили экспертное заключение и предоставляем его в упрощенном виде.

Прежде всего, необходимо позаботиться о получении сведений о правах и правообладателях земельных участков.

Сведения о правах и правообладателях земельных участков, возможно, получить из кадастровых выписок на земельные участки и сведений ЕГРП. Запрос сведений кадастра и ЕГРП возможно осуществить в электронном варианте через портал Росреестра. Так же сведения кадастра и ЕГРП можно запросить на бумажном носителе, обратившись в органы Росреестра с соответствующим заявлением. И в том и другом случае заявитель оплачивает государственную пошлину.

Важно помнить, что право на использование земельного участка для строительства/реконструкции линии связи и других линейных объектов подтверждают:

  • Договор аренды земельного участка.
  • Свидетельство о праве собственности.
  • Соглашение о сервитуте.

I. Порядок оформления прав на земельные участки (на период строительства/реконструкции линий связи, иных линейных объектов), находящиеся в государственной, муниципальной или неразграниченной собственности следующий:

В соответствии со ст.39.1 Земельного кодекса, одним из основных оснований для возникновения прав на земли находящихся в государственной, муниципальной или неразграниченной собственности является договор аренды.

Для заключения договора аренды в границах строительства линии связи необходимо поставить земельные участки на государственный кадастровый учет. В соответствии со ст.11.3 п.3 подпункт 5 Земельного кодекса формирование границ земельных участков из земель находящихся в государственной, муниципальной или неразграниченной собственности осуществляется исключительно на основании проекта планировки и проекта межевания территории (Далее по тексту – ППТ и ПМТ).

В зависимости от значения линейные объекты подразделяются на объекты федерального, регионального или местного значения. В соответствии со значением линейного объекта определяется порядок утверждения проекта планировки и проекта межевания территории. К примеру, ППТ и ПМТ объекта регионального значения утверждается на уровне субъекта РФ, ППТ и ПМТ объекта местного значения утверждается на уровне органа местного самоуправления.

Состав работ:

1. Подготовительные и полевые работы.

  • Изучение и подбор пунктов опорно-межевой сети (ОМС) в районе проведения работ.
  • Получение координат пунктов государственной геодезической сети (ГГС) в территориальных органах Росреестра.
  • Полевое обследование пунктов ГГС с целью оценки их фактического состояния и выявления пунктов, пригодных для геодезического обеспечения работ.
  • Выполнение топографической съемки с подземными коммуникациями в масштабе 1:500.
  • Выполнение инженерно-геодезических изысканий в системе координат требуемой ФФГБУ «ФКП Росреестра» по соответствующему субъекту РФ для постановки на кадастровый учет.
  • Математическая обработка материалов топографо-геодезических работ.
  • Оформление и печать картографических материалов.

Поскольку конечной целью является формирование границ земельного участка на период строительства линейного объекта, то в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в качестве исходных данных кадастровому инженеру потребуется утвержденный проект межевания территории.

2. Разработка проекта планировки и проекта межевание территории по объекту.

  • Запрос и получение Постановления органа местного самоуправления «О принятии решения о необходимости подготовки проекта планировки и проекта межевания территории Объекта» с техническим заданием. Срок рассмотрения запроса в соответствии с административным регламентом — 30 календарных дней.
  • Разработка проекта планировки и проекта межевании территории Объекта в соответствии с законодательством РФ. Срок выполнения работ составит 30 дней. Результатом работ будет являться проект планировки и проект межевания территории Объекта в 1-м экз.
  • Согласование разработанного проекта планировки и проекта межевания территории с администрациями муниципальных образований (сельсоветов). Срок выполнения работ составит 30 дней.
  • Утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории. Срок выполнения работ составит 14 дней.

3. Кадастровые работы в отношении земель муниципального образования, право на которые не разграничены.

  • Подготовка межевого плана на образование границ земельного участка на период строительства Объекта;
  • Направление межевого плана в ФФГБУ «ФКП Росреестра»;
  • Получение кадастрового паспорта.

4. Заключение Договора аренды.

  • Сбор документов необходимых для заключения договора аренды с органом местного самоуправления.
  • Обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, на период строительства линии связи.
  • Подписание договора аренды.
  • Обращение в органы Росррестра с заявлением о регистрации прав аренды на соответствующий участок (в случае заключения договора аренды на срок свыше 1 года).

II. Порядок оформления прав на земельные участки находящиеся частной собственности в аренде, постоянном (бессрочном) пользовании, безвозмездном пользовании

  1. Запрос сведений ГКН и ЕГРП о земельных участках, в границах строительства линии связи
  2. Подготовка схем наложения формируемых границ на земельные участки, прошедшие процедуру государственного кадастрового учета ранее.
  3. Информирование собственников земельных участков о проведении кадастровых работ.
  4. Получение предварительного согласия от правообладателя земельного участка на проведение строительно-монтажных и кадастровых работ.
  5. Подготовка межевых планов на формирование земельного участка (частей) земельного участка.
  6. Передача подготовленных межевых планов о формировании земельного участка (частей) земельных участков собственникам земельных участков для последующего их направления в ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области.
  7. Регистрация Договоров аренды в органах Росреестра (при заключении договора аренды на срок свыше 1 года).

Запрос и получение Постановления органа местного самоуправления «О принятии решения о необходимости подготовки проекта планировки и проекта межевания территории Объекта» с техническим заданием.

Оформление земли под линейными объектами

<Письмо>Росреестра от 15.07.2019 N 14-06924-ГЕ/19 (вместе с Минэкономразвития России от 13.05.2019 N Д23и-15587 «О рассмотрении обращения»)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 15 июля 2019 г. N 14-06924-ГЕ/19

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 13.05.2019 N Д23и-15587 по вопросам применения норм действующего законодательства, возникающих в процессе оформления прав на объекты недвижимого имущества, входящие в Единую систему газоснабжения, и занимаемые ими земельные участки.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 мая 2019 г. N Д23и-15587

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) относительно обозначенных в обращении вопросов по применению норм действующего законодательства, возникающих в процессе оформления прав на объекты недвижимого имущества, входящие в Единую систему газоснабжения, и занимаемые ими земельные участки, в пределах компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем, учитывая, что координация и контроль за деятельностью органов регистрации прав, обеспечение соблюдения органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН), разработка и издание методических материалов для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения ЕГРН, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) отнесено к компетенции Росреестра, полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

Относительно позиции ПАО по толкованию положений части 4 статьи 26 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в совокупности с положениями Закона N 218-ФЗ, согласно которой тот факт, что права, в частности ПАО, на линейные объекты, расположенные на планируемых к изъятию земельных участках, возникли до 1 апреля 2015 г., подтверждается как сведениями, содержащимися в ЕГРН, так и в случае их отсутствия в ЕГРН — иными документами, в том числе правоустанавливающими (правоподтверждающими), принятыми до 1 апреля 2015 г.

По общему правилу согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданского кодекса) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В соответствии с частями 3 — 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ:

государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества;

государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН;

государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

При этом в соответствии со статьей 69 Закона N 218-ФЗ:

права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (то есть до 31 января 1998 г., далее — Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН; государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей (часть 1);

права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН; государственная регистрация таких прав в ЕГРН осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (часть 2).

Таким образом, положениями пунктов 1, 2 статьи 69 Закона N 218-ФЗ прямо установлено, что государственная регистрация на объект недвижимости не требуется только, если права на него возникли до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ или в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав). Соответственно, принимая также во внимание пункт 1 статьи 218 Гражданского кодекса, право на объект недвижимости, созданный после вступления в силу Закона N 122-ФЗ, возникает с момента его государственной регистрации.

Учитывая изложенное, указанная выше позиция может быть поддержана только в отношении линейных объектов, права на которые возникли до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ (то есть до 31 января 1998 г.) или в силу закона.

Дополнительно для сведения отмечаем, что решения судов по конкретным делам не являются источниками права, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе не составляют правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Относительно направления в адрес Росимущества и Росреестра поручения о неправомерности предъявления «избыточных» требований при предоставлении в аренду земельных участков и государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на них, исходя из приложенных к обращению документов, полагаем возможным отметить следующее.

Территориальными органами Росреестра и филиалами ФГБУ «ФКП Росреестра» с 2013 года проводятся работы по верификации сведений ЕГРН (до 1 января 2017 г. — Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости), в том числе в части привязки зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства к земельным участкам.

Вместе с тем, учитывая положения пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), при невозможности однозначно установить факт нахождения объекта капитального строительства в пределах конкретного земельного участка, принимая во внимание часть 5 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке может быть установлено только посредством определения координат характерных точек контура таких здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. По результатам проведения кадастровых работ в отношении объектов капитального строительства оформляется технический план, который в силу статьи 14 Закона N 218-ФЗ является основанием для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости. (При этом, с 1 января 2017 г. технический план должен быть подготовлен по форме и в соответствии с требованиями к его подготовке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953.)

В свою очередь, необходимо отметить, что, как следует из приложенных к обращению материалов, а также по информации Росреестра, в протоколе, на который имеется ссылка в обращении, речь идет о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок в порядке пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельные участки, занимаемые, в том числе, объектами федеральных энергетических систем, осуществляется в силу прямого указания закона (пункт 4 статьи 87 Земельного кодекса).

В случаях, когда технический учет объектов недвижимости осуществлялся до вступления в действие указанных выше норм путем подготовки технических паспортов на объекты недвижимого имущества, в соответствии с установленными на тот момент требованиями нормативных актов привязка объектов к земельным участкам не требовалась.

В связи с изложенным ПАО полагает, что основания для истребования документов, подготовленных в соответствии с действующим законодательством, в которых отражена взаимосвязь объектов недвижимого имущества с земельным участком (технический план), отсутствуют. Для подтверждения нахождения объекта на конкретном земельном участке может быть представлена землеустроительная документация, подготовленная в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве».

Более того, согласно Перечню документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. N 1 (далее — Перечень) для предоставления в аренду земельного участка, занимаемого объектом недвижимости, требуется только представление собственником сообщения, содержащего перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

В этой связи Департамент недвижимости полагает необходимым отметить, что мнение ПАО об отсутствии необходимости предоставления документов, подготовленных в соответствии с действующим законодательством, в которых отражена взаимосвязь объектов недвижимого имущества с земельным участком (технический план), учитывая положения пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса и Перечня, может быть применено только в отношении процедуры предоставления земельного участка, в то время как для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав необходимо предоставление документов, соответствующих по форме и (или) содержанию требованиям законодательства Российской Федерации, действующего на дату ввода в эксплуатацию объекта.

При этом, обращаем внимание на то, что в соответствии с частью 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Относительно требований по оформлению прав на земельные участки под линейными объектами в виде полосы по всей длине объекта отмечаем.

В письме от 4 марта 2016 г. N 6013-ПК/Д23и (размещено в информационно-справочных системах в сети «Интернет», в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс») отражено мнение Минэкономразвития России по вопросу оформления прав на объекты, состоящие из подземных и наземных конструктивных элементов, которое исходит из особенностей создания отдельных видов объектов и применяется в отношении объектов, конструктивные элементы которых размещаются одновременно на земной поверхности и под ней. В частности, при оформлении прав на подобные объекты, создаваемые с применением технологии горизонтально-направленного бурения, необходимо учитывать, что размещение подземных элементов таких сооружений осуществляется без использования земной поверхности и снятия почвенного покрова. Это позволило сделать вывод, что необходимость оформления прав на земельные участки, под поверхностью которых расположены сооружения или их конструктивные элементы, в том числе сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения, земельным законодательством не предусмотрена.

По мнению Департамента недвижимости, указанная позиция применима в случае оформления прав на любое линейное сооружение, состоящее из подземных и наземных частей, а также линейное сооружение, состоящее из надземных и наземных частей.

При этом следует отметить, что отсутствие необходимости оформления прав на земельные участки, под (над) поверхностью которых размещены сооружения или их части, на период строительства таких сооружений не освобождает от необходимости оформления прав на земельные участки, предназначенные для размещения наземных частей таких сооружений.

В случае осуществления строительства сооружений, состоящих из подземных (надземных) и наземных конструктивных элементов, с использованием наземной части всех земельных участков, на которых располагается такое сооружение, необходимо оформление документов на право пользования такими земельными участками на период осуществления строительства вплоть до ввода в эксплуатацию сооружений. В данном случае отсутствие необходимости оформления прав на земельные участки, под (над) поверхностью которых расположены части сооружения, будет относиться к периоду эксплуатации таких сооружений.

Оформление прав собственности (оформление недвижимости) на линейный объект, расположенный на лесных участках, и проведение процедуры его постановки на государственный кадастровый учет

По общему правилу, нефтепровод относится к линейным объектам недвижимости, право собственности на которые, возникает с момента государственной регистрации в силу положений ГК РФ и Закона о государственной регистрации недвижимости (Далее — №218-ФЗ).

Для строительства данных линейных объектов необходимо получать разрешение на строительство, и соответственно разрешение на ввод в эксплуатацию в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Необходимо также отметить, что Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» оговорены случаи, при которых не требуется выдача разрешения на строительство. Это нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром 300 мм и менее, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

При проведении работ по оформлению недвижимости необходимо изучить градостроительные регламенты и нормативные акты регионов, в которых предполагается размещение линейного объекта. В отдельных субъектах нашей необъятной страны предусмотрены случаи, при которых выдача разрешения на строительство для нефтепроводов не требуется.

Вместе с тем в Оренбургской области отсутствуют положения, позволяющие строительство нефтепроводов без выдачи разрешения на строительство.

С какими же проблемами может столкнуться лицо, заинтересованное в оформлении права собственности на линейный объект недвижимости, в частности на нефтепровод. В данной статье мы рассмотрим некоторые нюансы проведения работ в отношении линейных объектов, а также тонкости проведения работ по лесным участкам, на которых размещены линейные объекты.

Оформление прав собственности (оформление недвижимости) на линейный объект и проведение процедуры его постановки на государственный кадастровый учет включает в себя целый комплекс работ.

Зачастую, понятие «оформление прав собственности на линейный объект» имеет ввиду не только регистрацию объекта в Росреестре, но и ряд процедур, связанных с:

  • оформлением земельных участков;
  • разработкой и утверждением проекта планировки и проекта межевания территории (в случаях когда требуется данная разработка ППТ и ПМТ);
  • разработкой и получением утвержденной проектной документации;
  • получением разрешения на строительство;
  • получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
  • проведением кадастровых работ по подготовке технического плана объекта недвижимости;
  • проведением геодезической съемки линейного объекта, запросом сведений о пунктах государственной геодезической сети, подбором планово-картографического материала;
  • проведением необходимых экспертиз, установление охранных зон и многое другое.
  1. Получение разрешения на строительство

Необходимо также учитывать, что до обращения в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство в большинстве случаев необходимо провести ряд следующих процедур:

  1. Разработка проекта полосы отвода, схемы расположения зу на КПТ.
  2. Сопровождение процедуры постановки земельных участков на государственный кадастровый учет (проведение кадастровых работ, межевание земельных участков).
  3. Сопровождение получения (оформления) правоустанавливающих документов на землю (аренда, сервитут, зарегистрированное право собственности).
  4. Разработка и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории.
  5. Установление правоотношений с правообладателями земельных участков.
  6. Получение утвержденной проектной документации.
  7. Проведение работ по установлению охранной зоны в отношении планируемого к строительству объекта.
  8. Сопровождение получения решения об установлении охранной зоны объекта и пр.

Согласно статье 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

В соответствии с действующим законодательством для получения разрешения на строительство необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением и пакетом необходимых документов. Прием заявления от застройщика о выдаче разрешения на строительство, а также документов, необходимых для его получения, в том числе информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через МФЦ.

Одним из необходимых условий для получения разрешения на строительство, а в дальнейшем и осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является этап проведения работ по подготовке документов, связанных с оформлением земельных участков, в границах которых размещается объект недвижимости.

Согласно положениям Земельного кодекса, в случаях, когда линейный объект расположен на землях лесного фонда, образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.

В соответствии с Лесным кодексом РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее — линейные объекты).

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам для строительства линейных объектов на определенных правах.

Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), аренды лесных участков, а также праве безвозмездного пользования лесными участками, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

Необходимо также отметить, среди документов, необходимых для получения разрешения на строительство, с учетом статьи 51 ГрК РФ, имеются правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых или под которыми размещен объект недвижимости. Данные документы направляются заявителем в орган, осуществляющий выдачу разрешения на строительство, самостоятельно, если их копии или сведения, содержащиеся в сведениях, отсутствуют в ЕГРН.

Приказом Минстроя России от 19 февраля 2015 г. 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» предусмотрено, что в разрешении на строительство обязательно должны быть указаны кадастровые номера земельных участков, в пределах которых расположен либо планируется расположение объекта недвижимости.

Учитывая изложенное, до обращения заинтересованного лица за получением разрешения на строительство в ЕГРН уже должны содержаться сведения о ЗУ.

  1. Новеллы законодательства: Предоставление лесных участков для размещения объектов федерального, регионального, и местного значения

Каким же образом могут быть образованы земельные лесные участки для размещения линейных объектов. Как уже было указано выше, образование лесных участков в указанном случае осуществляется на основании утвержденного ПМТ. Далее проводятся кадастровые работы по подготовке межевого планы в связи с образованием земельных участков, и дальнейшая постановка на ГКУ земельных участков.

В связи с изменением с августа 2018 года в действующем законодательстве РФ очень интересны разъяснения письма Министерства экономического развития от 9 октября 2018 года №ОГ-Д23-9967 «О рассмотрении обращения» по вопросу упрощения размещения линейных объектов в части предоставления земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения в соответствии с документами территориального планирования.

То есть, если лесные участки предоставляются для размещения линейных объектов федерального, регионального или муниципального значения в соответствии с документами территориального планирования, после вступления в силу 341-ФЗ, то принятие решения об изменении категории земель не требуется, соответственно одновременно с регистрацией прав вносятся изменения в сведения о категории земель.

В силу пункта 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 23, 24 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 января 2002 г. № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой», переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды. При этом прежний собственник утрачивает, а новый приобретает право на получение доходов от сдачи имущества в аренду.

Таким образом, перевод земельного участка из одной категории в другую влечет перемену стороны в договоре аренды лесного участка и уточнение его условий согласно изменившемуся целевому назначению.

Между тем оснований, предусмотренных законодательством, для расторжения договора аренды земельного участка в случае перевода земельного участка из состава земель лесного фонда в земли других категорий не имеется, поскольку законодатель гарантировал арендатору сохранение договора аренды в силе при замене одного арендодателя другим и указал, что договор при этом не теряет своей юридической силы.

  1. Оформление прав на застроенный лесной участок или «лесная амнистия» в действии

В нашей практике имеются и такие случаи:

Например, нефтепровод (газопровод) внесен в ЕГРН как ранее учтенный объект недвижимости, и на него зарегистрировано право собственности, вместе с тем земельные участки, в местах которых имеются выходы данного сооружения на земную поверхность, на сегодняшний день так и не оформлены.

Возможно ли в настоящее время оформить такие лесные участки без подготовки ПМТ?

Да, если на нефтепровод либо другой объект недвижимости, зарегистрировано право собственности до первого января 2016 года, возможно образование земельных участков на основании схемы расположения земельных участков КПТ (иными словами так называемая «лесная амнистия»).

В соответствии с частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации» образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

По вопросу регистрации и оформления прав необходимо отметить следующее.

В соответствии со статьей 92 Лесного Кодекса Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Законом № 218-ФЗ.

Государственный кадастровый учет, в том числе при уточнении границ земельных участков, и (или) государственная регистрация прав на земельные участки, являющиеся в соответствии с лесным законодательством лесными участками, в составе земель лесного фонда осуществляются по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.

В соответствии с частью 2 статьи 4.7 Закона №201-фЗ если застроенный лесной участок подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.

В силу положений пункта 4 статьи 11.10, подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения в целях образования застроенного лесного участка может быть обеспечена юридическим лицом.

Площадь земельного участка определяется с учетом предельных размеров, либо если такие размеры соответствующим законодательством не определены, с учетом площади, занятой объектом недвижимого имущества и необходимой для его использования.

Таким образом, в таких случаях необходимо обратиться с заявлением и приложенной схемой зу на КПТ в Министерство лесного хозяйства по месту расположения земельного участка с просьбой согласовать предоставление застроенных лесных участков, а также утвердить схемы расположения земельных участков на КПТ, и в соответствии с положениями Закона № 218-ФЗ обратиться в орган регистрации прав с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права образуемых земельных участков, на которых расположены сооружения, права на которые возникли до первого января 2016 года.

  1. Подготовка технического плана на линейный объект

Одним из важных этапов в проведении данных работ является подготовка технического плана. Особенностью такого техплана является то, что объект в большинстве случаев является протяженным, в связи с чем в техническом плане должны быть указаны все земельные участки, на которых и под которыми расположен объект.

Технический план является одним из главных документов для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, так как в дальнейшем он будет его обязательным приложением. Без технического плана, подготовленного кадастровым инженером, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является недействительным.

Наша организация имеет значительный опыт в проведении кадастровых работ в связи с подготовкой с технического плана на линейные объекты недвижимости, в том числе на объекты электросетевого хозяйства, линии связи, газопроводы, нефтепроводы и пр. В рамках проведения указанных работ наши геодезисты с помощью современного геодезического оборудования проведут геодезическую съемку построенного объекта. Далее кадастровые инженеры подготовят технический план с учетом всех нюансов действующего законодательства для целей получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

  1. Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и постановка на ГКУ

После подготовки технического плана и получения всех необходимых документов необходимо обратиться в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, с заявлением и соответствующим пакетом документов.

Если все документы будет в порядке, по истечении семи рабочих дней будет выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Законодательство предусмотрело вариант подачи органом, выдавшим разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в орган регистрации прав самостоятельно, без участия лица, которому оно было выдано. В данном случае в течении пяти рабочих дней с момента выдачи разрешения на ввод, орган должен направить в орган регистрации прав заявление в электронной форме и разрешение на ввод с приложенным техническим планом. После постановки на ГКУ, застройщик вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации права на линейный объект, с указанием в заявлении кадастрового номера объекта недвижимости.

Также будущий собственник линейного объекта может обратиться в орган регистрации прав сам с заявлением об одновременной постановке на ГКУ и регистрации прав объекта.

Заключение

Оформление прав собственности в отношении линейных объектов зачастую занимает длительный промежуток времени. Тщательный анализ исходных данных и выявление потребностей заказчика на начальном этапе позволит ускорить данную процедуру. Помощь в оформлении земельных участков, в том числе проведение кадастровых работ, связанных с их образованием, является одним из основных этапов работ.

Учитывая, что законодатель предусмотрел для лесных участков особенности их образования в случае, если на них расположены линейные объекты, — начиная такие работы, необходимо четко определиться, какие именно процедуры необходимо провести.

Опытные кадастровые инженеры и проектировщики ООО «РКЦ» помогут Вам провести комплекс работ в отношении линейных объектов, связанный с оформлением документов, необходимых для проведения кадастрового учета и регистрации прав.

Будем рады ответить на все возникшие вопросы. Присылайте отзывы и комментарии.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий