Финансовая проверка в школе: что смотрят, как подготовиться
Проверка финансово-хозяйственной деятельности школы обычно вызывает бурный интерес не только со стороны администрации и сотрудников образовательного учреждения, но и со стороны общественности, в том числе родителей учеников. Разбираемся, как проходит мероприятие и как школе к нему подготовиться.
Порядок проведения финансовой проверки в школе
О том, какие бывают проверки, мы уже рассказывали здесь . Сегодня остановимся на финансовом мониторинге.
Первым делом стоит сказать, что организаций, уполномоченных контролировать финансово-хозяйственную деятельность (ФХД) образовательного учреждения, существует несколько:
- Федеральное казначейство РФ;
- Счетная палата РФ;
- финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований;
- региональные органы образования;
- в крайнем случае – прокуратура, управление по борьбе с экономическими преступлениями, контрольно-ревизионное управление и другие.
С одной стороны, каждое из них выполняет свою функцию. С другой стороны, служебные обязанности некоторых из них пересекаются, что вполне ожидаемо. Поэтому часто бывает так, что сотрудники контролирующих ведомств плотно общаются между собой, чтобы не дублировать работу друг друга и не надоедать поднадзорным организациям одними и теми же вопросами.
Проверки могут быть разнородными по сути. Они отличаются:
а) по срокам проведения:
- плановые – проводятся не один раз в три года (как это обычно бывает), а один раз в два года (в соответствии с 944-м постановлением российского правительства от 23 ноября 2009 года об утверждении перечня видов деятельности, в отношении которых требуется особая периодичность плановых проверок. Сады и школы в этом списке);
- внеплановые – могут быть вызваны чьей-то жалобой либо желанием ревизоров проверить, исправила ли школа ошибки, на которые ей было указано во время предыдущей проверки.
б) по месту проведения:
- выездные, или инспекционные – проходят непосредственно в школе;
- камеральные – ревизоры изучают документы образовательного учреждения у себя в офисе.
В любом случае мониторинг не может продолжаться больше двадцати рабочих дней. Уведомление о грядущей плановой ревизии школа должна получить как минимум за три рабочих дня, о внеплановой – за 24 часа либо вообще без предупреждения, если есть информация о причинении вреда людям, природе, объектам культурного наследия.
Список организаций, которым предстоит в этом году проверка, размещается в открытом доступе на сайте контролирующих органов не позднее 31 декабря прошедшего года. Также эту информацию можно найти на официальном сайте Генеральной прокуратуры России, введя в поисковой строке название школы либо ее ИНН.
Перед началом мониторинга проверяющие должны предъявить школьной администрации служебные удостоверения и прочую документацию, в том числе план-задание проверки с подписью руководителя.
В свою очередь ревизоры имеют полное право:
- запрашивать любую информацию о ФХД, все необходимые материалы и документы (в том числе внутришкольные нормативные акты, распорядительные, бухгалтерские, финансовые бумаги) и проводить их экспертизу;
- наблюдать за деятельностью учебного заведения;
- осматривать здание школы и прилегающую территорию;
- проводить опрос сотрудников и учеников школы;
- требовать в ходе проверки письменные объяснения у работников образовательной организации.
В то же время контролеры не могут:
- устраивать проверку в отсутствие администрации образовательного учреждения;
- запрашивать документы, не имеющие отношения к предмету мониторинга;
- изымать оригиналы документов.
По итогам составляют акт проверки финансово-хозяйственной деятельности школы. В этом документе отражают:
- полное наименование образовательного учреждения, его ИНН;
- информацию о проверяющей организации;
- дату начала и окончания мониторинга;
- обнаруженные нарушения и их суть;
- предписания об их устранении с указанием сроков и конкретных действий;
- препятствия, чинимые администрацией школы (если они имели место), в том числе непредоставление документов и прочей информации;
- итоги мониторинга.
Если ни одного нарушения обнаружено не было, акт все равно составляется. Документ оформляют в двух экземплярах: по одному для администрации школы и для проверяющей организации. На втором из них обязательно должна стоять подпись директора школы. Если он не согласен с какими-либо фактами в итоговом акте, следует тут же письменно отметить это, аргументировав свою позицию копиями соответствующих документов. Иначе потом, в процессе судебного разбирательства, доказать ошибку проверяющих будет сложнее.
Важный момент: акты проверки финансовой деятельности школы после каждого мониторинга должны оперативно размещаться на сайте образовательного учреждения для свободного ознакомления.
Что проверяют
В ходе проверки финансовой деятельности школы основное внимание уделяется:
- прозрачности ведения бюджета;
- законности приобретения материальной базы, в том числе принятия спонсорской помощи (как ее правильно оформить, мы рассказывали здесь );
- обоснованности и экономическому смыслу бухгалтерских операций;
- качеству выполнения государственного задания, в том числе информации о количестве учеников (подробно о подушевом финансировании читайте в этой статье );
- соответствию предоставленных отчетов реальному положению вещей;
- проверке подлинности всех выполненных работ и проведенных сделок (бывает, что ревизоры сталкиваются со случаями, когда школьная администрация заключает и оплачивает контракт на стрижку и полив газонов в зимнее время);
- сверке записей о банковских операциях и информации, полученной непосредственно от банка;
- системе хозяйственного учета и информации о хозяйственных процедурах.
Также в процессе мониторинга ревизоры контролируют:
- организацию питания учеников и сотрудников;
- проведение текущего ремонта;
- материально-техническое оснащение и финансовую обеспеченность школы;
- фактическое наличие и состояние муниципального имущества, которым управляет образовательное учреждение;
- соответствие внутришкольной правовой документации требованиям законодательства и порядок ее соблюдения.
Перечень документов
Какие документы к прибытию проверяющих потребуются от бухгалтерии и администрации? Вот список, и он немаленький:
а) для проверки ФХД:
- устав;
- лицензия;
- свидетельство об аккредитации;
- коллективный договор;
- отчет об исполнении бюджета;
- должностные инструкции сотрудников;
б) для проверки сметы:
- договора о хоздеятельности;
- акты сверки с поставщиками;
- смета расходов за отчетный период с полной расшифровкой и объяснением причин ее корректировки;
- дебиторская и кредиторская задолженности за проверяемый отрезок времени;
в) для проверки кассовых операций:
- журналы регистрации приходных и расходных ордеров, а также депонированных средств;
- акты инвентаризации кассы, ее лимит;
- приказ о назначении кассира, его должностная инструкция;
г) для проверки начисления заработной платы:
- списки сотрудников с учетом совместительства;
- штатное расписание и тарификация;
- приказы об аттестации сотрудников;
- табели и графики учета рабочего времени;
- протоколы совещаний по назначению стимулирующих выплат (подробно об этом мы рассказывали здесь );
- приказы по личному составу.
д) для проверки материального обеспечения детей-льготников:
- списки льготников;
- личные дела льготников и подтверждающие документы, в том числе справки из органов соцзащиты;
е) для проверки питания:
- акты проверки столовой;
- меню на десять дней;
- контракты с поставщиками;
- оборотная ведомость продуктов;
- приказы о назначении материально ответственных лиц;
- документы об инвентаризации;
ж) для проверки основных средств, в том числе материальных :
- оборотная ведомость забалансовых счетов;
- описи инвентаря;
- приказы о назначении материально ответственных лиц.
Ответы на основные вопросы
1. Ясно, что в случае обнаружения проблем отвечать будет директор образовательного учреждения. Даже если сам он, что называется, ни сном ни духом. Как директору обезопасить себя?
Первым делом следует обратить особое внимание на профессиональные и личностные качества сотрудников, допущенных к денежному потоку в школе. Разумеется, подавляющее большинство бухгалтеров – честные люди. Но, увы, бывают и исключения. К примеру, в прошлом году в новостных лентах появилось сообщение о том, что в Ростове-на-Дону школьный бухгалтер втайне от руководства присвоила себе 14,5 миллионов рублей (подробнее об этом мы рассказывали здесь ).
Отдельного упоминания заслуживает ЭЦП (электронная цифровая подпись). Директор, и только директор может иметь к ней доступ. Иначе он просто перестанет контролировать ситуацию со школьным бюджетом. Да и не только с ним, поскольку «дополнительный» владелец ЭЦП сможет по-тихому издать любой документ от имени школьного руководства.
2. В ходе мониторинга комиссия обнаружила административное нарушение и выписала штраф. Кто будет его оплачивать?
Все зависит от того, кого или что оштрафовала комиссия. Если юридическое лицо, то есть школу, то денежную компенсацию выплачивает само образовательное учреждение из своего бюджета. Если же санкции наложены на физическое лицо (директора, бухгалтера, кого-то из педагогов и т. д.), то человек оплачивает штраф за счет своих личных средств.
3. Где выявляется наибольшее количество нарушений при проведении мониторинга ФХД?
Служба финансового контроля органа управления предупреждает, что чаще всего проблемы возникают при проверке:
- выполнения государственного задания (неверное количество учеников и т. д.);
- оплаты труда («мертвые души», оплата неподтвержденной работы и т. д.);
- процесса учета и хранения материальных ценностей (списание имущества без фиксации этого в соответствующих документах, неотражение централизованно полученного имущества и т. д.);
- использования казенной собственности (нецелевое использование помещений и т. д.);
- проведения закупок (оплата нецелесообразных работ, намеренное ограничение конкуренции и т. д.).
А значит, именно на эти пункты следует обратить особое внимание школьной администрации. Ответственным за организацию ВФК (внутреннего финансового контроля) является директор школы.
4. Кто может быть членом комиссии ВФК?
Обычно в нее входят:
- контрактный управляющий или зам по управлению ресурсами;
- бухгалтер или кадровик;
- кто-либо материально ответственный (завхоз, лаборант);
- заместитель по учебно-воспитательной работе или кто-то из педагогов;
- кто-либо из управляющего совета школы или из первичного профсоюза.
Важно: члены комиссии не имеют права мониторить свою собственную деятельность. В то же время каждый объект должны контролировать как минимум два члена комиссии ВФК.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .
Контроль финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений (Гусев А.)
Какие органы могут осуществлять ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений? Какие виды государственного (муниципального) финансового контроля существуют? Чем отличается внутренний государственный финансовый контроль от внешнего? Каковы полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля? Может ли проводиться внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль в отношении бюджетных и автономных учреждений? Каковы полномочия учредителя в области финансового контроля? Ответы на эти и другие вопросы даны в статье.
Внешний финансовый контроль
Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. При этом внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).
К полномочиям органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля относятся (ст. 268.1 БК РФ):
— контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
— контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
— контроль в других сферах, установленных Федеральными законами от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 41-ФЗ) и от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее — Федеральный закон N 6-ФЗ).
Деятельность Счетной палаты РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 41-ФЗ и Регламентом Счетной палаты РФ, утвержденным Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.06.2013 N 3ПК.
Субъекты РФ и муниципальные образования создают контрольно-счетные органы на своих территориях по нормам Федерального закона N 6-ФЗ. Контрольно-счетный орган субъекта РФ и контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетны соответственно законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ или представительному органу муниципального образования. Полномочия контрольно-счетного органа субъекта РФ и муниципального образования указаны в ст. 9 Федерального закона N 6-ФЗ.
Контрольные мероприятия, осуществляемые данными органами, могут быть как плановыми, так и внеплановыми.
В рамках полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:
а) проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
б) направляются объектам контроля представления, предписания;
в) направляются финансовым органам, уполномоченным в соответствии с БК РФ, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
г) осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Росфиннадзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований).
Необходимо отметить, что Указом Президента РФ от 02.02.2016 N 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» Росфиннадзор упразднен, а его функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству. Согласно пп. «е» п. 5 данного Указа Правительству РФ поручено до 01.05.2016 внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона, направленного на реализацию этого Указа. Заметим, поскольку на момент написания статьи никакие изменения в законодательство не внесены, в данном разделе мы кратко изложим основные моменты осуществления указанными органами своих контрольных функций в соответствии с действующими нормами.
Росфиннадзор. Контрольные мероприятия проводятся Росфиннадзором по Правилам осуществления Росфиннадзором полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092, и согласно Приказу Минфина России от 20.03.2014 N 18н, которым утвержден новый Административный регламент исполнения Росфиннадзором государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее — Административный регламент Росфиннадзора).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю Росфиннадзор вправе вести контроль:
— за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
— за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
В соответствии с п. 2 Административного регламента Росфиннадзора функции по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляются посредством плановых и внеплановых проверок, а также в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений — ревизий и обследований. Проверки делятся на камеральные и выездные (бывают и встречные проверки обоих видов).
Федеральное казначейство. Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
В силу ч. 1 ст. 269.1 БК РФ полномочиями Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
— контроль за непревышением суммы операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
— контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
— контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;
— контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащимся в предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований) проводится санкционирование операций.
Органы исполнительной власти субъектов РФ. Помимо Росфиннадзора и Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципал ьных образований), внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль должны осуществлять органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций.
Обратите внимание! До недавнего времени Минфин неоднократно высказывал мнение о том, что органы муниципального финансового контроля при осуществлении контрольных мероприятий в рамках муниципального финансового контроля (как внешнего, так и внутреннего) обязаны руководствоваться нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон N 294-ФЗ). Вместе с тем в Письме от 11.02.2016 N 02-10-06/7315 финансисты отметили, что установленная ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ сфера его применения в области организации и осуществления муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении муниципального контроля на регулирование отношений в области муниципального финансового контроля не распространяется.
Органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ или местных администраций, обладают следующими полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
а) контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
б) контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами данного вида контроля:
1) проводятся проверки, ревизии и обследования;
2) направляются акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;
3) направляются уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с БК РФ, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;
4) осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Ведомственный финансовый контроль
Помимо государственного (муниципального) финансового контроля, нормы Бюджетного кодекса содержат требование об осуществлении главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Кроме того, действующие нормы законодательства содержат требования о ведении органами, реализующими полномочия учредителя, контроля за деятельностью подведомственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Внутренний финансовый контроль. Исходя из ст. 160.2-1 БК РФ внутренний финансовый контроль главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета осуществляется в отношении самих себя и подведомственных им распорядителей, администраторов и получателей бюджетных средств.
По общему правилу бюджетные и автономные образовательные учреждения не являются участниками бюджетного процесса (распорядителями, администраторами и получателями бюджетных средств), следовательно, положения БК РФ, устанавливающие полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по ведению внутреннего финансового контроля, на них не распространяются и такой контроль в отношении их не проводится.
Правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита установлены Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 (далее — Правила N 193). Кроме того, Письмом Минфина России от 19.01.2015 N 02-11-05/932 направлены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля и Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита.
———————————
«Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89».
В соответствии с п. 3 Правил N 193 внутренний финансовый контроль ведется в структурных подразделениях главного администратора (администратора) средств федерального бюджета и получателя средств федерального бюджета, исполняющих бюджетные полномочия. В рамках внутреннего финансового контроля указанные органы обязаны осуществлять ведомственный финансовый контроль.
Согласно п. 15 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля ведомственный финансовый контроль является видом контроля по подведомственности и ведется путем проверок (ревизий) и (или) путем сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется в отношении подведомственных распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета.
Методами ведомственного финансового контроля являются выездные проверки, ревизии, документарные проверки и мониторинг. Решение о выборе методов ведомственного финансового контроля принимается руководителем органа контроля с учетом информации о результатах оценки бюджетных рисков, представленной финансово-экономическим подразделением. Критерии отбора контрольных мероприятий устанавливаются исходя из необходимости достижения наилучших результатов ведомственного финансового контроля с привлечением наименьшего объема ресурсов (трудовых, материальных и финансовых).
Контрольные мероприятия могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Мероприятия ведомственного финансового контроля могут проводиться одновременно с мероприятиями ведомственного контроля в сфере закупок и иных сферах законодательства РФ в рамках одного контрольного мероприятия.
Главный администратор (администратор) бюджетных средств уведомляет проверяемое образовательное учреждение о проведении проверки (ревизии) путем направления ему копии соответствующего приказа (распоряжения) не позднее одного дня до начала проверки (ревизии).
Внутренний финансовый аудит. В силу ч. 4 ст. 160.2-1 БК РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:
— оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
— подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;
— подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора бюджетных средств, подведомственные ему администраторы и получатели бюджетных средств.
Таким образом, как и в случае с внутренним финансовым контролем, внутренний финансовый аудит может осуществляться в отношении казенных учреждений образования. Внутренний финансовый аудит в отношении бюджетных и автономных образовательных учреждений может проводиться исключительно в случаях, когда им переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.
Внутренний финансовый аудит реализуется посредством плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки проводятся в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора бюджетных средств.
В силу п. 33 Правил N 193, п. 8 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита аудиторские проверки подразделяются на следующие:
1) камеральные, проводимые по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
2) выездные, проводимые по месту нахождения объект ов аудита;
3) комбинированные, проводимые как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
Контроль за подведомственными учреждениями. Поскольку бюджетные и автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств, на них не распространяются требования бюджетного законодательства и, как мы уже отметили, в отношении бюджетных и автономных учреждений (за исключением определенных случаев) не может осуществляться внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.
В соответствии с п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений ведется:
— федеральными государственными органами, выполняющими функции и полномочия учредителя, — в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений;
— в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, — в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта РФ;
— в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, — в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.
Для автономных учреждений аналогичный порядок закреплен в п. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
Кроме того, следует отметить, что в силу пп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Таким образом, финансовый контроль за деятельностью бюджетных, казенных и автономных учреждений, помимо органов государственного (муниципального) финансового контроля, должны осуществлять учредители данных учреждений. При этом в Письме от 20.08.2012 N 02-07-10/3259 Минфин России отметил: с учетом реализации механизмов финансового обеспечения деятельности учреждений посредством предоставления субсидий акцент при проведении учредителем контрольных мероприятий смещается в сторону контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности.
Основными целями контроля за подведомственными учреждениями являются:
— анализ соответствия объемов и (или) качества предоставляемых учреждением государственных услуг (выполняемых работ) государственному заданию;
— выявление отклонений в деятельности учреждения по исполнению государственного задания (соотношение плановых и фактических значений результатов, осуществление дополнительных видов деятельности при неведении или некачественном ведении основных видов деятельности) и выработка рекомендаций по их устранению;
— определение правомерности, эффективности и целевого характера использования средств при осуществлении деятельности учреждения;
— оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
— формирование информационной базы об объеме и качестве предоставляемых в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполняемых работ) в целях оптимизации расходов бюджета.
Как мы могли убедиться, перечень органов, которые вправе осуществлять контроль финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, достаточно обширен. А вопросы, которые они проверяют, зачастую пересекаются. С целью устранения дублирующих полномочий контрольные органы стараются обмениваться между собой информацией и «не ходить» в одно и то же учреждение с одними и теми же вопросами. Хотя на практике такие случаи не редкость.
Кроме того, еще раз подчеркнем, что в отношении бюджетных и автономных учреждений (за исключением определенных случаев) не может проводиться внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Внутренний контроль в бюджетном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
В статье рассматривается сущность и структура внутреннего контроля в бюджетном образовательном учреждении, выделяются основные принципы внутреннего контроля , формулируются требования, предъявляемые к внутреннему контролю в бюджетном образовательном учреждении.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попова А. Д.
Ценообразование в системе управленческого учета федеральных бюджетных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования
Управление финансовыми потоками системы государственного заказа, основанное на бюджетировании, ориентированном на результат
The article considered the gist and the structure of internal control at budgetary educational organization. Stand the basic principles of internal control . Formulate the requirements for internal control in the budgetary educational organization
Текст научной работы на тему «Внутренний контроль в бюджетном образовательном учреждении»
аспирант кафедры «Аудит»
Эл. почта: [email protected]
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В БЮДЖЕТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В статье рассматривается сущ- ность и структура внутреннего кон- троля в бюджетном образовательном учреждении, выделяются основные принципы внутреннего контроля, фор- мулируются требования, предъявляе- мые к внутреннему контролю в бюд- жетном образовательном учреждении.
Ключевые слова: внутренний контроль, субъект внутреннего кон- троля, объект внутреннего контроля, предмет внутреннего контроля.
Перед современными бюджетны- ми образовательными учреждениями ставится задача улучшения качества и эффективности образовательных услуг за счет расширения их финансово — хо- зяйственной самостоятельности. Повы- шается ответственность бюджетных учреждений за конечные результаты их деятельности. Для решения указанных задач необходимо создавать условия и стимулы для сокращения внутренних издержек вуза и привлекать дополни- тельные внебюджетные средства. Вне- дрение эффективной системы управле- ния бюджетным образовательным уч- реждением невозможно без разработки принципиально новых форм и методов контроля, новых подходов к пониманию его сущности. Внутренний контроль в бюджетном образовательном учрежде- нии должен быть ориентирован на эффективное, рациональное, результатив- ное и экономичное использование бюд- жетных средств.
В соответствии с законодательст- вом РФ [1] вузы могут осуществлять деятельность, приносящую доход, це- лями которой является оказание образо- вательных услуг в рамках государст- венного задания, устанавливаемого уч- редителем, и оказание образовательных услуг сверх государственного задания. Для эффективного управления вузом указанные показатели необходимо кон- тролировать. Система внутреннего кон- троля бюджетного образовательного учреждения позволяет осуществлять их регулирование. Действенность и ре- зультативность управленческих воздей- ствий в значительной степени зависят от четко организованного контроля в бюджетном образовательном учрежде- нии. Таким образом, внутренний кон- троль позволяет обеспечивать взаимо- связь и взаимодействие различных опе- раций и процессов в бюджетном обра- зовательном учреждении, а также осу- ществлять мониторинг его деятельно- сти. Для понимания сущности внутрен- него контроля в бюджетном образова- тельном учреждении, его содержания, целей и задач необходимо исследовать определение этой категории.
Единого определения контроля в экономической литературе не сущест- вует. В учебном пособии «Ревизия и контроль» под редакцией профессора Мельник М.В. внутренний контроль рассматривается как функция управле- ния, которая представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях обоснован- ности принятых управленческих реше- ний, выявления отклонений и неблаго- приятных ситуаций своевременного информирования руководства [2 с. 45]. Внутренний контроль может выступать как мера безопасности, осуществляемая в целях защиты имущества,
правильно- сти и достоверности выполнения бух-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 27 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
галтерских записей, согласованного и эффективного осуществления операций, соответствия принимаемых решений политике руководства. Французская ассоциация бухгалтеров и аудиторов определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый руководством и персоналом, чтобы постоянно давать надежные подтверждения того, что фи- нансовая информация достоверна, зако- ны, нормативные акты и директивы соблюдаются, операции выполнены, их правильность обеспечена, что позволяет организации выполнить свои основные задачи. Обзор опубликованной литера- туры [2,3,4] позволяет сделать вывод о том, что внутренний контроль есть одна из основных функций управления, ко- торая представляет собой систему по- стоянного наблюдения. Внутренний контроль в бюджетном образовательном учреждении может выступать комплек- сом мер безопасности. Внутренний кон- троль — это также процесс, осуществляемый руководством и персоналом. Руководство обоснованно рассматрива- ет контроль как функцию управления, поскольку контроль присутствует во всех элементах управленческой дея- тельности, выступает составной частью реализации любой другой функции управления и является элементом орга- низационной работы. В этом проявляется специфическое свойство контроля и его универсальность.
По мнению ряда авторов [2,3,4], содержание внутреннего контроля оп- ределяется целями и задачами контро- ля, субъектами и объектами контроля, а также предметом контроля. Эффективная система контроля предусматривает определенные цели и задачи. Цели и задачи внутреннего кон- троля организаций зависит от целей и задач управления, сложности организа- ционной структуры, видов и масштаба деятельности учреждения, целесообраз- ности охвата контролем различных сто- рон деятельности, отношения руководства организации к контролю. Иссле- дование целей и задач, стоящих перед современными вузами, позволяет сформулировать ряд целей внутреннего контроля в бюджетном образовательном учреждении. Прежде всего, обеспечение экономного, рационального, эффектив- ного использования вузом государст- венных средств, выделенных на дости- жение контрольных результатов его деятельности и обеспечение продуктив- ного использования ресурсов бюджет- ного образовательного учреждения. Кроме того, в круг целей можно вклю- чить обеспечение качества образова- тельных услуг и проверку обоснованно- сти принимаемых решений и их резуль- татов.
Достижение целей обеспечивает- ся реализацией задач. Исследование экономической литературы [2,3,4] по- зволяет выделить ряд задач системы внутреннего контроля в бюджетном об- разовательном учреждении. Прежде всего, установка целесообразности, дос- товерности и законности совершаемых операций и обеспечение достоверной информацией. Кроме того, в состав за- дач можно включить обеспечение со- хранности имущества бюджетного об- разовательного учреждения и сравнение фактических показателей, характери- зующих результаты учреждения с пла- новыми, а также разработку рекомен- даций руководству по устранению и не- допущению выявленных отклонений.
Важнейшей составляющей внут- реннего контроля является его субъект. По определению Р.И. Криницкого, кон- троль — это процесс наблюдения и про- верки финансовохозяйственной дея- тельности предприятий, осуществляе- мый соответствующими субъектами управления, выявление отклонений от установленных параметров этой дея-
тельности, устранение и предупрежде- ние отрицательных явлений и тенден- ций [5. с.15]. В соответствии с этим оп- ределением субъектом управленческого
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 28 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
контроля являются соответствующие субъекты управления. В.В.Бурцев это понятие уточняет. С его точки зрения, внутренний контроль организации — это осуществление субъектами организа- ции, наделенными соответствующими полномочиями, либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъек- тами, и под их управлением, следующих действий: определения фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организаци- ей; сравнения фактических данных с требуемыми, то есть с базой для срав- нения, принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на ра- циональности; оценки отклонений, превышающих предельно допустимый уровень на предмет степени их влияния на аспекты функционирования органи- зации; выявления причин данных от- клонений [3]. Таким образом, В.В. Бурцев подчеркивает, что субъекты управ- ленческого контроля — субъекты управ- ления, наделенные соответствующими полномочиями.
По мнению В.В. Бурцева, предме- том внутреннего контроля бюджетного образовательного учреждения является его деятельность [6]. Содержание пред- мета внутреннего контроля раскрыва- ется его объектами. Объект контроля представляет собой то, на что направле- ны контрольные действия. Объект кон- троля должен быть связан с управлени- ем. Следовательно, объекты внутренне- го контроля должны соотноситься с це- лями управления. Формулировать объ- екты контроля следует из целей и задач управления. Соотнесение объектов контроля с целями управления бюд- жетным образовательным учреждением приведено в таблице 1.
Таблица 1. Соотнесение объектов контроля с целями управления бюджетным образовательным учреждением
№ п/п Цели и задачи управления бюджетным образовательным учреждением Объекты управленческого контроля
1 Эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов Ресурсы бюджетного образовательного учреждения
2 Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования; проведение фундаментальных и прикладных научных исследований; содержание имущества учрежде- ния; оказание сопутствующих услуг, состав которых опре- делен уставом вуза и не противоречит действующему за- конодательству Процессы бюджетного образовательного учреждения
3 Обеспечение современного качества образования Результаты осуществления процессов
Объекты управленческого контро- ля определяют основные направления системы внутреннего контроля в бюд- жетном образовательном учреждении. Прежде всего, контроль за эффективно- стью и целесообразностью использова- ния имущества бюджетного образова- тельного учреждения, контроль за информационными и трудовыми ресурса- ми бюджетного образовательного учре- ждения. К направлениям внутреннего контроля также относится контроль до- ходов бюджетного образовательного учреждения, контроль затрат бюджет- ного образовательного учреждения и контроль принимаемых решений в_______
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 29 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
бюджетном образовательном учрежде- нии. Поскольку управленческий учет является системой информационно- аналитической поддержки управления, следует выделить в системе внутренне- го контроля бюджетного образователь- ного учреждения еще одно -контроль информации.
Внутренний контроль в бюджет- ном образовательном учреждении осу- ществляется в контролируемой среде, которая представляет собой предмет внутреннего контроля [6]. Непосредст- венно сам контроль в бюджетном обра- зовательном учреждении осуществляет контрольная среда. Контрольная среда — это позиция, осведомленность и прак- тические действия собственников и ру- ководства экономического субъекта, направленные на поддержание системы внутреннего контроля. Она включает в себя стиль и основные принципы управления бюджетным образователь- ным учреждением, организационную структуру бюджетного образовательно- го учреждения, кадровую политику, управленческую отчетность.
Для оценки деятельности бюджетного образовательного учреждения необходим достаточный объем информа- ции. Для нужд внутреннего контроля следует использовать данные бухгал- терского учета. Поскольку управленче- ский учет в бюджетных образователь- ных учреждениях представляет собой подсистему бухгалтерского учета, то его данные также могут использоваться системой внутреннего контроля.
Контроль в бюджетном образова- тельном учреждении осуществляется посредством процедур контроля. Про- цедуры контроля — это специальные проверки, выполняемые должностными лицами и работниками предприятия. К процедурам внутреннего контроля от- носится проведение инвентаризации, санкционирование первичных докумен- тов, внутренние проверки и сверки дан- ных, экономический анализ деятельно- сти бюджетного образовательного уч- реждения.
Таким образом, к элементам системы внутреннего контроля относится контрольная среда, информационная система и процедуры контроля. На основании исследования экономической литературы [2,4,6] в таблице 2 пред- ставлена характеристика элементов системы внутреннего контроля.
Таблица 2. Характеристика элементов системы внутреннего контроля
№ п/п внутреннего контроля Компоненты элемента системы внутреннего контроля
1 Контрольная среда Стиль и основные принципы управления бюджетным образовательным учреждением
1 Контрольная среда Организационная структура
1 Контрольная среда Распределение ответственности и полномочий
1 Контрольная среда Осуществляемая кадровая политика
1 Контрольная среда Порядок подготовки отчетности
1 Контрольная среда Порядок осуществления внутреннего управленческого учета
1 Контрольная среда Обеспечение соответствия хозяйственной деятельности требованиям законодательства
2 Информационная система Стандарты учета и отчетности
2 Информационная система Информационное обеспечение
3 Процедуры контроля Документальная проверка данных
3 Процедуры контроля Физический контроль сохранности имущества
3 Процедуры контроля Экономический анализ деятельности бюджетного образовательного учреждения
Источник: составлена автором по [2,4,6]
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 30 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Проанализировав элементы систе- мы внутреннего контроля, можно сде- лать ряд выводов. Управленческий учет
— составная часть контрольной среды, так как одним из элементов контроль- ной среды является составление управ- ленческой отчетности. Система управ- ленческого учета -информационная ба- за внутреннего контроля. И наконец, отдельные элементы, как части проце- дуры контроля входят и в систему управленческого учета, поскольку яв- ляются обязанностями сотрудников структурных подразделений, реали- зующих систему управленческого уче- та.
Основное условие функциониро- вания внутреннего контроля бюджетно- го образовательного учреждения — со- блюдение принципов, являющихся пра- вилами, охватывающими контрольную деятельность в бюджетном образова- тельном учреждении. Соколов Б.Н. вы- деляет 10 основных принципов. К ним относятся: принцип ответственности, принцип сбалансированности, принцип своевременности сообщения об откло- нениях, принцип интерпретации, прин- цип соответствия контролирующей и контролируемой систем, принцип по- стоянства, принцип компетентности, принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев систе- мы внутреннего контроля, принцип разделения обязанностей, принцип раз- решения и одобрения [4, с.20]. Анализ принципов позволяет вы- делить необходимые условия, опреде- ляющие организацию в бюджетном об- разовательном учреждении эффектив- ной системы внутреннего контроля. Для этого необходимо использовать в прак- тике только обоснованные и эффектив- ные процедуры и методы внутреннего контроля, позволяющие
обеспечивать реализацию всех функций внутреннего контроля при минимальных затратах. В бюджетном образовательном учрежде- нии следует выделить иерархию целей внутреннего контроля по степени важ- ности для управления учреждением. Для обеспечения эффективной системы контроля необходимо производить тща- тельный отбор объектов контроля, при этом не допускается дублирование кон- трольных процедур. Внутренний кон- троль направлен на формирование точ- ных, объективных результатов. Эффективное функционирование внутреннего контроля невозможно без соблюдения основных требований к ор- ганизации внутреннего контроля. В на- стоящее время законодательной базой не установлено специальных требова- ний и рекомендаций по организации внутреннего контроля в бюджетном об- разовательном учреждении. В экономи- ческой литературе выделяются различ- ные требования к внутреннему контролю [2,4,6]. Формулируя требования к внутреннему контролю, необходимо учитывать особенности деятельности бюджетного образовательного учреж- дения, задачи внутреннего контроля, а также принципы его функционирова- ния.
В соответствии с законом об обра- зовании [1] учредителями бюджетного образовательного учреждения могут быть: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Управление бюджетным образователь- ным учреждением осуществляется его органами управления. Для эффективно- го функционирования системы внут- реннего контроля необходимо выпол- нять ряд условий. Прежде всего, заин- тересовать учредителей в надлежащем исполнении контрольных функций высшим руководством бюджетного об- разовательного учреждения, а высшее руководство — в успешной работе вуза. Кроме того, для успешной работы сис- темы внутреннего контроля необходи- мо, чтобы выполнение одним субъектом контрольных функций было подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля. Под
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 31 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
понятием «субъект внутреннего кон- троля» понимается структурное под- разделение или штатный работник бюджетного образовательного учреж- дения, выполняющий функции внут- реннего контролера.
В законодательстве Российской Федерации выделяются основные эти- ческие требования к субъектам контро- ля, которые применимы и к субъектам внутреннего контроля бюджетного об- разовательного учреждения [7]. К со- трудникам, выполняющим функции контроля, следует предъявлять требова- ния компетентности, добросовестно- сти, честности, объективности, конфи- денциальности, профессионального по- ведения. Если сотрудники, в служебные функции которых входит осуществле- ние внутреннего контроля, не обладают вышеуказанными характеристиками, то даже идеально организованная система внутреннего контроля не сможет рабо- тать эффективно.
Для эффективного функциониро- вания внутреннего контроля необходи- мо выявлять и осуществлять контроль сферы потенциальных конфликтов ин- тересов, которые происходят в резуль- тате закрепления одной и той же кон- трольной функции за несколькими субъектами контроля.
Для предотвращения попыток от- дельных лиц нарушать требования кон- троля необходимо обеспечить разделе- ние несовместимых функций. В против- ном случае учетные данные могут ис- кажаться в пользу заинтересованных лиц. В бюджетном образовательном уч- реждении необходимо создавать специ- альные условия, при которых любые отрицательные отклонения ставят кон- кретного работника или структурное подразделение в экономически невы- годное положение, что стимулирует их
к устранению этих отклонений и вы- звавших их причин.
Временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля не
должно прерывать контрольные проце- дуры или затруднять их выполнение. Внутренний контроль должен осущест- вляться на основе четкого взаимодейст- вия всех подразделений и служб орга- низации.
Методики и программы, приме- няемые в работе системы внутреннего контроля, должны быть целесообразны и рациональны. В результате их приме- нения не должна снижаться эффектив- ность работы контролируемых объек- тов. Внутренний контроль в бюджетном образовательном учреждении должен быть построен таким образом, чтобы он мог быстро настраиваться на решение новых задач, возникающих перед сис- темой управления в результате измене- ния внешних и внутренних условий ее функционирования. Необходимым условием эффек- тивного функционирования внутренне- го контроля является тщательный отбор объектов внутреннего контроля. Управ- ленческим контролем должны быть ох- вачены объекты различного типа. В то же время тотальный контроль над те- кущими малозначительными операция- ми нерационален. Контроль также дол- жен быть рационален и не вызывать из- лишних затрат труда и средств.
Одной из задач внутреннего кон- троля является соблюдение должност- ными лицами, другими работниками бюджетного образовательного учреж- дения установленных администрацией требований, правил и процедур. Для выполнения поставленной задачи к внутреннему контролю необходимо предъявлять требование регламентации. Эффективность внутреннего контроля напрямую зависит от наличия, качества и уровня утвержденных регламентов, которыми они руководствуются, а так- же от их точного выполнения субъекта- ми внутреннего контроля.
Внутренний контроль в бюджет- ном образовательном учреждении явля- ется залогом успешного функциониро-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 32 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
вания вуза. Он обеспечивает возмож- ность принятия эффективных управ- ленческих решений и помогает регули- ровать деятельность бюджетного обра- зовательного учреждения и отдельных его структурных подразделений, дает возможность устанавливать, какие именно службы и структурные подраз- деления бюджетного образовательного учреждения, а также направления его деятельности способствуют достиже- нию намеченных целей и результатив- ности учреждения.
І.Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред.
02.02.2011) «Об образовании». [Элек- тронный ресурс]. — Электронно- правовая система «Консультант Плюс»
2.Ревизия и контроль: Учебное пособие
/ Под ред. проф. М.В. Мельник.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. — 520 с.
3.Бурцев В.В. «Управленческий кон- троль как система». [Электронный ре- сурс]. -www.Sbiblio/arhive/burcev_uprcontrassyst em/
4.Соколов Б.Н. Внутренний контроль в коммерческой организации (организа- ция, методика, практика), 2006 — 250 с.
5.Криницкий Р.И. Контроль и ревизия в условиях автоматизированного бухгал- терского учета. — М., 1990
6.Бурцев В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация прове- дения // менеджмент в России и за ру- бежом № 4, 2002. [Электронный ре- сурс].
7. «Кодекс этики профессиональных бухгалтеров — членов ИПБ России» (утв. Решением Президентского совета Института профессиональных бухгал- теров и аудиторов России, Протокол N
09/-07 от 26.09.2007). [Электронный ресурс]. — Электронно-правовая система «Консультант Плюс»