Налоговые льготы
Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.
Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.
Формы налоговых льгот
Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:
пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;
освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;
уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;
Классификация налоговых льгот согласно НК РФ
НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:
освобождении от налога;
уменьшении налоговой базы;
предоставлении налогового кредита.
Налоговые освобождения
Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:
налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;
налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;
полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).
изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);
пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.
Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки
Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:
налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;
необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.
Налоговые кредиты
Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.
Кто может использовать налоговые льготы
Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.
Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам
Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.
Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).
Уровни применения налоговых льгот
На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.
Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы
Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).
Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).
Порядок отмены налоговых льгот
Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.
Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).
Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).
Итоги
Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.
Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.
Лекция «Налогообложение физических лиц»
Налоги как инструмент перераспределения средств в интересах общества
Налоги представляют собой законодательно установленные платежи, которые обязаны платить хозяйствующие субъекты и население в соответствии с установленными правилами для наполнения государственной казны.
В наше время налоги используются государством для перераспределения национального дохода и служат основным источником государственных доходов, необходимых для реализации его основных функций: содержания аппарата управления, силовых и социальных служб, финансирования системы социального обеспечения. Также с помощью налогов государство может нивелировать неравенство в доходах у разных групп населения с целью повышения его благосостояния в целом.
«Так, по мнению И. М. Кулишера, «Рука об руку с теорией общественного договора, обосновывающей возникновение государства, идет теория «фискального договора», объясняющая сущность и смысл обложения. В силу первой, люди объединялись в государство, для охраны и за эту охрану «отдают часть своего имущества, чтобы быть уверенными в другой части и спокойно пользоваться ею». 1
Выделяют три функции налогов: фискальную, экономическую и контрольную.
Фискальная функция налогов обеспечивает изъятие части финансовых ресурсов общества для создания материальной основы существования государства и его функционирования. В России налоговые поступления составляют более половины доходов консолидированного бюджета. Основную часть поступлений обеспечивают налог на добавленную стоимость (НДС), налог на добычу полезных ископаемых, акцизы на нефтепродукты, налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
«Посредством фискальной (бюджетообразующей) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая или не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры – библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества». 2
Экономическая функция налогов состоит в их воздействии на экономическое развитие страны. Задача государства состоит в том, чтобы сформировать налоговую политику, которая обеспечит необходимый уровень государственного дохода, но не будет тормозить экономическое развитие страны.
«Целью проводимой налоговой политики является не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование с целью сбалансирования интересов государства как властного субъекта и налогоплательщиков». 3
Используя налоговую систему, государство может придать общественному устройству ярко выраженный социальный характер. Подобным образом реализуется модель социального государства в Германии, Швеции, Дании, Норвегии: используются прогрессивные ставки налогообложения, значительная часть бюджетных средств расходуется на социальные нужды населения, а граждане, нуждающиеся в социальной защите, полностью или частично освобождены от налогов.
Экономическая функция налогов реализуется через регулирование, стимулирование и распределение. Регулирующая и стимулирующая составляющая предполагает использование налогов для достижения того или иного экономического эффекта, например, роста инвестиций, капитальных вложений, модернизации производственной базы, развития инновационной и внешнеэкономической деятельности, увеличения числа рабочих мест.
С помощью налогов можно стимулировать развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано общество, содействовать развитию предпринимательства.
«Регулирующая функция проявляется в изменении ставок налогов и сборов, установлении льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, создании условий для оптимального развития предпринимательства в РФ, регулировании внешнеэкономической деятельности. Стимулирование налогоплательщиков проявляется во введении налоговых льгот, в дифференциации налоговых ставок, которые применяются государством при проведении налоговой политики». 4
Именно регулирующая составляющая налоговой политики чаще всего служит поводом для публикаций в средствах массовой информации. Наибольший общественный резонанс вызывают такие темы, как введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц, снижение налоговой нагрузки на малый бизнес и отечественных товаропроизводителей, налогообложение транспортных средств.
Также налоги используются как инструмент распределения валового внутреннего продукта в территориальном, отраслевом и социальном разрезах. За счет перераспределения налоговых доходов государство получает возможность повышать благосостояние населения экономически отсталых регионов, развивать отрасли экономики, признанные приоритетными, поддерживать социально незащищенные слои населения.
«С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли организаций и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (приоритетные направления экономической политики)». 5
Контрольная функция позволяет государству анализировать динамику налоговых поступлений в бюджет, сопоставлять объем налоговых доходов с потребностями в финансовых ресурсах. Это позволяет оценить как эффективность действующей налоговой системы, выявить потребность в ее реформировании, так и состояние дел в регионах, различных отраслях и сферах деятельности.
Основные понятия налогообложения
Совокупность налогов и сборов образует налоговую систему. В Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система, в соответствии с которой налоги поступают в бюджеты трех уровней власти: федеральный, региональный и местный. Исходя из этого, каждый налог полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) поступает в соответствующий бюджет, за которым он закреплен.
Российское налоговое законодательство включает в себя Налоговый кодекс РФ и федеральные законы, которые вносят в него дополнения и изменения.
Налоговый кодекс устанавливает общие принципы налогообложения:
- виды налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации;
- основания и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- порядок расчета и уплаты федеральных налогов;
- права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов.
Порядок расчета и уплаты региональных и местных налогов и сборов устанавливают законодательные акты субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты муниципальных образований.
Все налоги подразделяются на две группы: прямые и косвенные.
Прямыми налогами облагаются доходы и имущество физических и юридических лиц. К этим налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, ресурсные платежи, налог на имущество организаций.
Косвенные налоги представляют собой налоги на потребляемые товары и услуги и включаются в цену товара или услуги. Формально плательщиком налога выступает продавец, однако фактически налог платит покупатель в момент реализации товаров или услуг. К числу косвенных налогов относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и акцизы.
«Отсутствуют прямые налоги с населения в ряде арабских стран – Брунее, Бахрейне, Катаре, Кувейте. Хотя экономическое и политическое положение данных стран различно, однако у них есть общая черта – участие населения в управлении государством минимально. При этом ощущается прямая связь политической системы с системой налогообложения: косвенные налоги скрывают от налогоплательщика сумму, которую он платит государству, подавляют стремление к самоуправлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого налогоплательщика контролировать расходование правительством сумм, уплаченных в виде налогов». 6
«Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговая ставка;
- налоговый период;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты». 7
Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность уплачивать налоги. Кроме того, на работодателей возлагается функция налогового агента. Организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие заработную плату своим сотрудникам, обязаны вести учет исчисленных и выплаченных налогоплательщику доходов, исчислять, удерживать и перечислять налоги в налоговую инспекцию по месту своего учета. Такое же правило действует и в отношении дивидендов, которые компания выплачивает своим учредителям – физическим лицам.
Контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах с 2004 года возложен на Федеральную налоговую службу России. Свои функции ФНС России исполняет через систему территориальных органов.
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.
Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.
Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.
Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.
Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.
«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации». 8
Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.
Декларацию о доходах в налоговый орган предоставляют:
- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, – по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
- нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой, – по суммам доходов, полученных от такой деятельности;
- физические лица – исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
- физические лица – исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
- физические лица – налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, – исходя из сумм таких доходов;
- физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, – исходя из сумм таких доходов;
- физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других игр, – исходя из сумм таких выигрышей.
«Индивидуальные предприниматели занимают особое место среди плательщиков НДФЛ, поскольку, с одной стороны, являются самостоятельными плательщиками данного налога, а с другой – налоговыми агентами, то есть, уплачивают налог как с доходов, выплаченных другим гражданам (кроме предпринимателей), так и со своих доходов». 9
Транспортный налог уплачивают физические лица, которые владеют транспортными средствами. Транспортное средство является объектом налогообложения. Налоговой базой для расчета налога на автомобили служит мощность двигателя.
Земельный налог уплачивают физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налог на имущество физических лиц уплачивают физические лица, обладающие правом собственности на имущество в виде объектов недвижимости – жилых помещений (квартир, комнат), жилых домов, гаражей, машиномест в гаражах, дач и других зданий, строений, сооружений, помещений.
Налоговые вычеты и льготы и процедуры их получения
Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.
НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,
Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.
Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.
Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.
Профессиональные налоговые вычеты предоставляются в сумме расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от профессиональной деятельности без трудового договора с работодателем. Такими доходами Налоговый кодекс РФ признает:
- доходы, полученные от предпринимательской деятельности;
- доходы, полученные частнопрактикующими лицами (нотариусы, адвокаты и т. п.);
- доходы, полученные от выполнения работ или оказания услуг по договорам гражданско-правового характера;
- авторские вознаграждения, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов.
- Чтобы реализовать право на профессиональный налоговый вычет, физическое лицо может подать декларацию о доходах и заявление на возврат излишне уплаченного налога. Также можно подать заявление налоговому агенту – источнику дохода, который при исчислении НДФЛ уменьшит налоговую базу на сумму понесенных расходов.
Социальные налоговые вычеты предоставляются в сумме, потраченной налогоплательщиком на благотворительность, образование и медицинские услуги – себе и своим детям. Эти вычеты предоставляются по факту расходов налогоплательщика с определенными ограничениями по сумме.
Имущественные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам в двух случаях:
- при продаже имущества – недвижимости, транспортных средств, долей в предприятии;
- при покупке жилья – в размере фактически произведенных расходов на строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, а также земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, или для индивидуального жилищного строительства.
В том числе имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по займам и кредитам, израсходованным на строительство либо приобретение на территории Российской Федерации перечисленных объектов недвижимости, а также на погашение процентов по кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования (перекредитования) таких кредитов. Имущественный налоговый вычет на сумму дохода от продажи имущества предоставляется по факту получения дохода. Его размер будет равен полной сумме полученного дохода, если имущество находилось в собственности налогоплательщика не менее трех лет. Если имущество находилось в собственности меньше трех лет, сумма вычета будет ограничена – в 2017 году предельный размер такого вычета при продаже жилья и земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, составлял 1 млн рублей, при продаже другого имущества – 250 тыс. рублей.
Имущественный налоговый вычет в сумме расходов на строительство либо приобретение жилья предоставляется один раз в жизни. По состоянию на 2017 год максимальный лимит имущественного налогового вычета составлял 2 млн рублей на приобретение недвижимости и 3 млн рублей, если вычет включал расходы на проценты по займам или кредитам. Таким образом, налогоплательщик может вернуть уплаченный им налог на сумму 260 и 390 тыс. рублей соответственно.
Чтобы воспользоваться льготой в виде социальных и имущественных налоговых вычетов, налогоплательщик должен подать в налоговый орган декларацию о доходах, заявление о праве на налоговый вычет и возврате излишне уплаченного налога. Кроме того, надо предоставить в налоговый орган документы, подтверждающие право на вычет: это может быть договор на предоставление медицинских или образовательных услуг, договор купли-продажи, кредитный договор и справка о сумме уплаченных процентов. На основании этого заявления из бюджета перечисляют сумму, равную уплаченному налогу в пределах установленных лимитов.
Существует и другой вариант использования этой льготы: налогоплательщик может получить налоговый вычет через работодателя. В этом случае заявление о праве на налоговый вычет подают работодателю и вместо возврата налога из бюджета с налогоплательщика прекращают удерживать НДФЛ до тех пор, пока не исчерпается сумма вычета.
Инвестиционные налоговые вычеты дают право уменьшить облагаемый НДФЛ доход на сумму денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет (не более 400 тыс. рублей), и сумму дохода, полученного по операциям, которые учитываются на этом счете. Этот вычет предоставляется с обязательным условием, что налогоплательщик будет использовать индивидуальный инвестиционный счет не менее трех лет с момента заключения договора на его ведение.
Заявить о своем праве на инвестиционный налоговый вычет можно через налогового агента или подать декларацию о доходах и заявление на возврат излишне уплаченного налога.
Транспортный налог относится к региональным налогам, поэтому налоговые льготы и порядок их применения устанавливают как Налоговый кодекс РФ, так и законы субъектов Российской Федерации. Земельный налог и налог на имущество физических лиц относятся к местным налогам, поэтому налоговые льготы по ним и порядок их применения устанавливают нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах.
Льготы по транспортному и земельному налогу, налогу на имущество традиционно предоставляют таким категориям налогоплательщиков, как Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Российской Федерации, обладатели государственных наград, инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды и ветераны боевых действий, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родители и попечители детей-инвалидов, а также родители и попечители в многодетных семьях, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие экологических катастроф в Чернобыле, на реке Теча в Челябинской области и в Семипалатинске.
Налоговым кодексом РФ от уплаты налога на имущество физических лиц освобождены пенсионеры в отношении одного объекта по каждой категории имущества, облагаемого налогом. Все остальные могут использовать льготу, которая позволяет уменьшить общую площадь, которая служит налоговой базой: для жилых помещений на 20 квадратных метров на одного собственника, в отношении жилых домов – на 50 квадратных метров.
Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества
Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени». 10
Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.
Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.
С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.
В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.
Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.
Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций». 11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения
Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.
Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.
В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.
Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.
В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.
Сноски:
1 Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.
2 Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.
3 Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.
4 Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.
5 Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.
6 Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.
7 Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.
8 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.
9 Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3
10 Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.
11 Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.
Налоговые льготы. Краткое законодательное и доктринальное толкование. — Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.
Законодательное определение налоговых льгот закреплено в ст. 56 Налогового кодекса РФ: «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».
Налоговые льготы традиционно относят к факультативным элементам налогообложения, их установление целиком и полностью зависит от усмотрения законодателя. Конституционный Суд РФ в Определении от 07.02.2002 г. N 37-О указал, что «льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения. льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях».
Следует отметить позицию, согласно которой налоговые льготы некорректно рассматривать как отдельный (факультативный) элемент налога. Поскольку они имеют отношение к разным элементам налога, это его (налога) структурная характеристика [7, с. 34].
Значительное количество авторов учебной и научной литературы, рассматривая правовую категорию налоговых льгот, цитирует законодательную формулировку налоговой льготы [13, с. 191; 3, с. 56; 9, с. 153; 4, с. 70].
Многие определения, существующие в научной и учебной литературе и отличающиеся от законодательной формулировки, исходят из нее и, по сути, являются перефразированными ее вариантами. Например, В.В. Коровкин определяет налоговые льготы как преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов), которые позволяют им сократить размер своих налоговых обязательств по сравнению с другими налогоплательщиками [2, с. 148].
В то же время ряд авторов отмечают «высокую степень абстракции» [12, с. 19], «неконкретность и расплывчатость» [14, с. 9] законодательного определения налоговой льготы, отсутствие в нем «необходимых признаков данной экономической категории» [8, с. 213].
И.А. Майбуров и А.М. Соколовская указывают, что общим недостатком встречающихся в специальной литературе определений налоговых льгот является очень широкая их трактовка, перечисление авторами действительных, но не исчерпывающих характеристик (признаков) налоговых льгот, следствием чего является невозможность их идентификации. Авторы предлагают следующее определение: налоговая льгота — это предусмотренное законодательством о налогах и сборах отклонение от нормативных требований налогообложения, позволяющее отдельным категориям налогоплательщиков получить преимущества, состоящее в полном или частичном освобождении их от уплаты налога (сбора) или в освобождении от выполнения отдельных обязательств и правил [11, с. 128-129].
На необходимость устранения законодательной неточности определения налоговой льготы, позволяющей ее широкое толкование и не дающее возможности отделить действительно налоговые льготы от схожих механизмов снижения налогового бремени, обращалось внимание и другими авторами. Так, Н.А. Соловьева предлагает определить налоговую льготу как предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, заключающиеся в возможности не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Для иных механизмов снижения налогового бремени автор предлагает использовать понятие налоговые преференции, т.е. способы изменения исполнения обязанности по уплате налогов, заключающиеся в возможности изменения порядка и сроков уплаты налога, а также в отмене или снижении размера санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах [10, с. 190-191].
Действующее законодательство о налогах и сборах содержит большое количество налоговых льгот, хотя и не именует их таковыми в статьях Налогового кодекса РФ. В результате отнести тот или иной механизм снижении налогового бремени к налоговым льготам можно лишь исходя из признаков, содержащихся в законодательном определении налоговых льгот. В подобной ситуации особое значение приобретает классификация налоговых льгот.
Наиболее известной и часто применяемой является классификация налоговых льгот на налоговые изъятия, налоговые скидки и налоговые освобождения в зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлена налоговая льгота [13, с. 192; 2, с. 149; 6, с. 121].
Налоговые изъятия — это выведение из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения, несмотря на наличие у них всех предусмотренных законом признаков объекта налогообложения по данному налогу [2, с. 148]. Налоговыми изъятиями, в частности, являются доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ (ст. 217 НК РФ), операции, не подлежащие налогообложению НДС (ст. 149 НК РФ) и акцизами (ст. 183 НК РФ) и некоторые другие.
Налоговые скидки определяют как «льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы» [13, с. 192], как «льготы, позволяющие в определенных законом случаях использовать пониженные или нулевые налоговые ставки» [5, с. 61] и как «установление определенного необлагаемого минимума налоговой базы либо уменьшение налоговой базы на сумму определенных расходов, понесенных налогоплательщиком» [2, с. 150]. К налоговым скидкам можно отнести стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ.
В зависимости от влияния на результаты налогообложения скидки могут быть подразделены на лимитированные (размер скидок ограничен прямо или косвенно) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика) [6, с. 121].
Налоговые освобождения в учебной и научной литературе трактуются различно. Так, налоговые освобождения понимают как «льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы» [13, с. 192] и как «льготы, направленные на уменьшение налогового обязательства в процессе исчисления подлежащей уплате суммы налога, а также изменение порядка исполнения налогового обязательства» [2, с. 151].
В рамках данной классификации следует упомянуть и такой вид налоговой льготы как налоговый кредит, не используемый действующим налоговым законодательством РФ, но широко применяемый в законодательстве зарубежных стран. Налоговый кредит представляет собой уменьшение подлежащей уплате суммы налога. Налоговые кредиты используются как форма личных налоговых льгот, так и для стимулирования инвестиционной активности (в этом случае налоговый кредит, как правило, предоставляется в размере определенного процента инвестиций). Последние могут быть как возмещаемые, т.е. допускают возврат налогоплательщику суммы налогового кредита, превышающей сумму уменьшаемого налога, так и невозмещаемые, т.е. те налоговые кредиты, которые ограничены суммой уменьшаемого налога [15, с. 298, 422, 474].
Высказывалось мнение о том, что поскольку используемые в специальной литературе определения не позволяют однозначно отнести те или иные льготы (например, пониженные налоговые ставки)к налоговым скидкам или освобождениям, постольку возможно проводить разграничение налоговых скидок и налоговых освобождений по моменту использования налоговой льготы относительно применения ставки налога. В случае использования налоговой льготы до момента применения ставки такая налоговая льгота является налоговой скидкой. Если налоговая льгота представляет собой пониженную налоговую ставку или используется после применения налоговой ставки к налоговой базе, то такая льгота является налоговым освобождением [10, с. 74].
Освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога может быть постоянным (как в трех вышеуказанных случаях) и временным. Рядом автором освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от какого-либо налога на определенный период времени именуется налоговыми каникулами [1, с. 186; 3, с. 57].
Существуют иные классификации налоговых льгот. Так, Н.А. Соловьева на основании анализа механизма получения преимуществ при использовании налоговых льгот, а также материальных последствий их применения, разделяет налоговые льготы на прямые и косвенные. Критерием данного деления является форма экономической выгоды, получаемой налогоплательщиками в результате использования налоговых льгот, которая может быть исчисляемой и условной [10, с. 79-81].
Исчисляемая экономическая выгода — сумма денежных средств, которую налогоплательщик не уплатил в результате использования налоговой льготы, либо сумма, которая была ему возвращена. Соответственно, прямые налоговые льготы — это преимущества, получаемые определенными категориями налогоплательщиков в результате предоставленной возможности не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере и представляющие собой суммы денежных средств, которые налогоплательщики не уплатили в результате использования налоговой льготы либо суммы, которые были им возвращены. Такими льготами, например, являются налоговые изъятия в виде стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов по НДФЛ.
Условную экономическую выгоду нельзя исчислить в момент получения самой налоговой льготы, а возможно, она вообще не может быть точно исчислена. При получении условной экономической выгоды обязанность налогоплательщиков по уплате налога в денежном выражении не изменяется, она лишь откладывается. Таким образом, косвенные налоговые льготы — это преимущества, получаемые определенными категориями налогоплательщиков в результате изменения порядка исполнения обязанности по уплате налога, экономическая выгода от получения которых не может быть исчислена в момент предоставления налоговой льготы, а может отсутствовать вообще. К косвенным налоговым льготам можно отнести налоговые освобождения в виде отсрочки или рассрочки по уплате налога, инвестиционного налогового кредита.
По уровню предоставления налоговые льготы можно разделить на федеральные, региональные и местные. Данная классификация частично совпадает с группировкой налоговых льгот, определенной Налоговым кодексом РФ. В п. 3 ст. 56 упомянуты льготы по федеральным, региональным и местным налогам и закреплено право законодательных органов субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований устанавливать льготы по региональным и местным налогам соответственно.
При этом данная группировка налоговых льгот не идентична их делению на федеральные, региональные и местные. Это обусловлено тем, что Налоговый кодекс РФ допускает делегирование права предоставления налоговых льгот по налогам высших уровней органам власти более низкого уровня в части налога, начисляемого в бюджет последних. Так, в настоящий момент по налогу на прибыль организаций, являющемуся федеральным налогом, органам субъектов РФ представлено право понижать для отдельных категорий налогоплательщиков ставку налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, до размера 13,5% (п. 1 ст. 284 НК РФ). Таким образом, в соответствии с Налоговым кодексом РФ такая льгота будет являться льготой по федеральному налогу, однако устанавливаться субъектом РФ и уменьшать налоговые поступления именно в региональный бюджет. Соответственно, с точки зрения уровня предоставления налоговой льготы, эта льгота будет региональной.
По субъекту предоставления все налоговые льготы можно разделить на льготы, предоставляемые хозяйствующим субъектам, льготы, предоставляемые физическим лицам, либо предоставляемые тем и другим субъектам. Профессор И.А. Майбуров отмечает, что подобная классификация позволяет разграничить их в соответствии с природой дохода: на льготы, предоставляемые юридическим и физическим лицам при получении ими предпринимательского дохода, и на льготы, предоставляемые физическим лицам при получении ими трудового дохода [5, с. 64].
1. Демин А.В. Налоговое право России: учеб. Пособие. М.: Юрлитинформ, 2006. — 424 с.
2. Коровкин В.В. Основы теории налогообложения: учеб. Пособие. М.: Экономистъ, 2006. — 576 с.
3. Миляков Н.В. Налоговое право: учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. — 383 с.
4. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 400 с.
5. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / Под ред. И.А. Майбурова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 519 с.
6. Налоговое право: учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2004. — 591 с.
7. Налоговые льготы. Теория и практика применения: монография для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / И.А. Майбуров и др.; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 487 с.
8. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. — 680 с.
9. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. 8-е изд. перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2007. — 939 с.
10. Соловьева Н.А. Налоговые вычеты и налоговые льготы: проблемы соотношения и законодательного закрепления: монография. М.: КНОРУС, 2012. — 216 с.
11. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / И.А. Майбуров, А.М. Соколовская. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 591 с.
12. Титова М.В. Налоговые льготы: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. СПб., 2004. — 33 с.
13. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект». 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. — 528 с.
14. Хрешкова В.В. Льготы в финансовом праве: теоретико-правовой аспект // Финансовое право. 2007. N 2. С. 8-11.
15. International Tax Glossary / Amsterdam: IBFD Publications BV, 2010. revised 6th edition. — 550 p.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Является извлечением из сборника «101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование» / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. — Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.
Авторы материалов сборника
Соловьева Наталья Александровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Пастушкова Любовь Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.
Реут Анна Владимировна — кандидат юридических наук, доцент кафедры «Финансовое и налоговое право» Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета — Высшая школа экономики.
Пауль Алексей Георгиевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Яговкина Вита Александровна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.
Балюк Надежда Николаевна — ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского
государственного аграрного университета имени Императора Петра I.
Кудрявцева Наталья Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.
Замулко Валерия Васильевна — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.
Красюков Андрей Владимирович — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Юхневич Эдвард Эдвардович — кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).