Должна ли я платить земельный налог за не оформленную землю?
Вопрос: Живу я в своем доме, есть приусадебный земельный участок, однако документы на дом у меня имеются, а вот землю я никак не оформлю – просто пока нет денег. На днях по почте получаю требование из налоговой, в котором говорится, что я должна заплатить земельный налог, да еще и за три прошлых года. Но ведь земля у меня не оформлена, за что же мне платить.
Ответ: Вопрос очень интересный, ведь предполагает четкий ответ, должен ли человек платить земельный налог за пока еще не оформленный земельный участок. Для ответа на поставленный читательницей вопрос, необходимо обратиться к закону. Итак, на основании статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога (то есть лицами, обязанными уплачивать земельный налог) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Таким образом, закон содержит 2 условия, при которых у граждан и организаций возникает обязанность платить земельный налог: 1. земельный участок должен признаваться объектом налогообложения (должен пройти кадастровый учет, не быть изъятым или ограниченным в обороте и т.д.) 2. граждане и организации должны обладать земельным участком либо на праве собственности, либо праве постоянного (бессрочного) пользования, либо на праве пожизненного наследуемого владения, что должно подтверждаться соответствующим правоустанавливающим документом. А поскольку, как следует из письма читательницы, земельный участок у нее не оформлен (то есть у нее отсутствуют какие-либо права на данный земельный участок), на основании прямого указания закона (статья 388 НК РФ) она не обязана уплачивать земельный налог за неоформленный земельный участок. Справедливости ради необходимо особо отметить, что одним из принципов земельного законодательства РФ является платность использования земли, поэтому платить за землю все равно придется. Однако платить вы будете не земельный налог, а плату за фактическое использование земельного участка. Здесь очень важно отметить, что плату за фактическое использование земельного участка с вас будут брать не налоговые органы, а органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями по распоряжению земельными участками. При этом если вы не согласны с такой платой и отказываетесь добровольно платить, плата за фактическое использование земельного участка подлежит взысканию только в судебном порядке, да и то за 3 предшествующих года. Таким образом, чтобы не платить 2 раза за одно и то же, рекомендуем не оплачивать земельный налог в случае отсутствия надлежащих документов, подтверждающих права на земельный участок.
Как рассчитать земельный налог за 2021 год в 2022 году (пример)?
Как рассчитать земельный налог? Такой вопрос может возникнуть не только сразу после приобретения земельного участка, но и в процессе дальнейшего пользования им. В этой статье на конкретном примере мы покажем, как рассчитать земельный налог.
Кто должен платить земельный налог и от чего зависит его сумма?
Не каждому коммерсанту приходится платить земельный налог. Как только земельный участок появляется в составе его имущества, вопрос расчета и уплаты этого налога становится актуальным.
Например, 21.01.2021 компания зарегистрировала право собственности на землю — с этого момента у нее возникает обязанность по исчислению и уплате земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Если же компания решила оформить землю на праве безвозмездного срочного пользования или заключила договор аренды, обязанность платить земельный налог у нее отсутствует и искать ответ на вопрос, как рассчитать земельный налог, не нужно (п. 2 ст. 388 НК РФ).
ВАЖНО! Земельный налог является местным и регламентируется не только Налоговым кодексом (гл. 31), но и земельным, а также муниципальным законодательством (в части установления льгот, ставок, и порядка уплаты).
Сумма налога зависит от нескольких факторов: от регионального расположения и кадастровой стоимости участка, назначения его использования, ставки налога и наличия льгот. Регионам в отношении этого налога дана возможность:
- утверждать величину ставок по нему, не выходя за пределы, установленные НК РФ;
- дифференцировать эти ставки;
- вводить дополнительные льготы;
- принимать решение об уплате авансов по налогу;
- устанавливать сроки уплаты (до 01.01.2021).
С 01.01.2021 местные власти не определяют сроки уплаты для земельного налога. Срок будет единый по всей стране: 1 марта — для налога по году и последнее число месяца, следующего за отчетным периодом, — для авансовых платежей. Новые правила действуют с годового платежа за налоговый период 2020 года.
Начиная с налога за 2020 год отменено его декларирование, а ФНС будет присылать сообщения с суммой налога, рассчитанной по имеющимся у нее данным. В сообщении будет указан кадастровый номер участка, сумма налога, налоговый период, а также данные, на основе которых рассчитан налог: налоговая база, налоговая ставка, размер налоговых льгот и др. Однако это не означает, что юрлицам больше не требуется рассчитывать налог самостоятельно. Эта обязанность сохранится за организациями и далее. Ведь плательщик должен знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если таковые установлены местными властями). А сообщение от налоговой носит скорее информационный характер. И получит он его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).
Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Сравните сумму налога, исчисленную инспекцией, с суммой, которую вы рассчитали и уплатили.
Если они равны, значит, налог был рассчитан и уплачен правильно.
Если суммы различаются, проверьте.
Что проверить и как поступить в случае ошибки (вашей или налоговиков), смотрите в К+. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
ВНИМАНИЕ! В случае неполучения уведомления вы обязаны самостоятельно сообщить налоговикам о налогооблагаемом имуществе. О нюансах читайте в материале «Организациям придется сообщать в налоговую о транспорте и земельных участках».
Далее рассмотрим порядок расчета земельного налога для юрлица.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога на участок (базовая формула)
Как рассчитывается земельный налог за 2021 год? На первый взгляд обычно: налоговую базу умножаем на ставку. При этом в качестве базы выступает кадастровая стоимость земли, установленная на начало соответствующего налогового года (п. 1 ст. 389 НК РФ).
Важно! Подсказка от КонсультантПлюс
Где найти кадастровую стоимость участка для земельного налога
Есть несколько способов, как узнать кадастровую стоимость:
заказать выписку из ЕГРН.
Еще два способа узнать кадастровую стоимость вы найде в К+. Получить пробный доступ можно бесплатно.
Если земля в течение года куплена или продана, формула земельного налога будет корректироваться с учетом периода владения землей (коэффициент Кв рассчитывается как отношение полных месяцев владения землей к 12 месяцам). Полным считается месяц, в котором право собственности возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 7 ст. 396 НК РФ).
Другой коэффициент (Ки) должен применяться, если в течение года происходит изменение кадастровой стоимости.
Особый порядок исчисления земельного налога применяется, если земля расположена на территории сразу двух муниципальных образований. Тогда стоимость участка делится между этими образованиями с учетом доли площади, находящейся в каждом из них (п. 1 ст. 391 НК РФ). И для каждой части делается свой расчет налога с применением соответствующих каждому из образований льгот и ставок.
Пример определения базы по земельному налогу, если участок находится на территориях двух муниципальных образований от КонсультантПлюс
Участок организации площадью 1 000 кв. м находится на территориях двух муниципальных образований (МО). На муниципальное образование N 1 приходится 480 кв. м, на муниципальное образование N 2 — 520 кв. м
Кадастровая стоимость участка в ЕГРН на 1 января года — 2 000 000 руб.
Определим долю участка для каждого муниципального образования:
Полностью пример смотрите в К+. Это можно сделать бесплатно.
От компании требуется не только рассчитать земельный налог по кадастровой стоимости с применением всех коэффициентов — не менее важно вовремя отчитаться в налоговую и уплатить налог.
Как рассчитать и уплатить налог, читайте в статье «Земельный налог за год — как рассчитать и когда платить?».
Закон региона может предусматривать уплату квартальных авансовых платежей по налогу. Каждый такой платеж рассчитывают как ¼ годовой суммы налога (п. 6 ст. 396 НК РФ) с учетом числа месяцев владения в соответствующем квартале (п. 7 ст. 396 НК РФ).
В какие сроки уплачивать авансовые платежи по земельному налогу, мы рассказываем в статье «Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу».
Расчет земельного налога по кадастровой стоимости на примере
Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2021 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2021 право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в соответствующей местности (из местного земельного НПА). Льготы или повышающие коэффициенты этим НПА не предусмотрены.
Произведем расчет земельного налога за 2021 год:
980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,
11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2021 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.
Рассмотрим на примере, как рассчитать земельный налог в случае, если местным земельным законодательством предусмотрены авансовые платежи. Используя исходные данные предыдущего расчета, получим следующее:
- авансовый платеж за 1 квартал 2021 года с учетом количества месяцев владения составит 2 450 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5% × 2/3);
- по каждому из следующих отчетных периодов (за полугодие и 9 месяцев 2021 года) платеж составит по 3 675 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5%);
- по итогам 2021 года нужно будет отдать бюджету сумму, равную разности между полной величиной налога, рассчитанной за год с учетом числа месяцев владения, и суммой начисленных за этот год авансовых платежей (13 475 – 2 450 – 3 675 × 2 = 3 675).
ВАЖНО! Налог уплачивается в полных рублях (соблюдая правило округления) — это установлено ст. 52 НК РФ.
Образец платежного поручения на уплату налога на землю скачайте здесь.
Как посчитать земельный налог с учетом льготы?
Содержащиеся в НК РФ или установленные местными властями льготы могут освободить компанию от уплаты земельного налога полностью или частично (ст. 395 НК РФ).
Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.
Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.
Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.
- Определим налоговую базу:
(980 000 руб. – 980 000 руб. × 20%) = 784 000 руб.
- Определим сумму налога при налоговой ставке 1,5% и коэффициенте (Кв) = 0,9167 (рассчитанном ранее как 11/12):
784 000 руб. × 1,5% × 0,9167 = 10 780 руб.
Возможно ли исчислить уплачиваемый юрлицами земельный налог онлайн?
Как рассчитать земельный налог онлайн? Это вполне закономерный вопрос при современной автоматизации расчетных процессов. Услуги по расчету суммы налога с помощью онлайн-калькулятора предлагаются множеством сайтов.
Но воспользоваться этими предложениями можно, если алгоритм расчета налога достаточно простой (например, отсутствуют льготы, а участок расположен на территории одного муниципального района). В ином случае универсального калькулятора найти не удастся.
Как показывает практический опыт, расчет земельного налога лучше производить по самостоятельно созданной формуле (автоматизируя процесс с помощью таблиц Excel или иных собственных компьютерных разработок).
А для физлиц и ИП на сайте ФНС доступен специальный сервис, который посчитает сумму налога онлайн. Подробности см. здесь.
Итоги
Для решения вопроса о том, как рассчитать земельный налог, недостаточно прочитать Налоговый кодекс — нужно внимательно изучить и местное законодательство, которое содержит важную информацию, необходимую для расчета и уплаты налога (ставки, льготы, сроки и др.).
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Кто платит земельный налог при отсутствии регистрации права собственности на земельный участок?
Специалисты Группы компаний «Налоги и финансовое право» дают развернутый ответ на вопрос: кто платит земельный налог при отсутствии регистрации права собственности на земельный участок.
Автор: Брызгалин Аркадий Викторович
Генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук
Соавтор: Федорова Ольга Сергеевна
Заместитель генерального директора Группы компаний «Налоги и финансовое право» по экономическим проектам
Описание ситуации:
Общество приобрело у Управления госимуществом области земельный участок по договору купли–продажи от 31.08.2015, что подтверждается актом приема–передачи земельного участка от 31.08.2015. На текущий момент Общество не выплатило полную стоимость за полученный участок, соответственно, документы на регистрацию права собственности на данный участок не поданы в регистрирующие органы.
Просим пояснить, с какого момента ЗАО является плательщиком земельного налога?
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Более подробно смысл п. 1 ст. 388 НК РФ был разъяснен в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» (далее – постановление Пленума ВАС РФ № 54).
Пленум ВАС разъяснил, что в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ указанные в п. 1 ст. 388 НК РФ права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В этой связи, ВАС делает вывод: плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок (за исключениями, оговоренными в п.п. 4 и 5 настоящего Постановления).
Поэтому, как указал ВАС РФ, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Таким образом, в силу прямого указания закона владение участком на одном из перечисленных в п. 1 ст. 388 НК РФ прав является определяющим признаком плательщика земельного налога. При этом право на земельный участок должно быть зарегистрировано в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Данный подход к толкованию п. 1 ст. 388 НК РФ был в полной мере воспринят судами при решении вопроса о надлежащем плательщике земельного налога.
Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 № 12992/12 указано: обязанность уплачивать земельный налог возникла у общества с момента регистрации за ним прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекратилась со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на данный земельный участок (рассматривалась ситуация, при которой, несмотря на то, что сделка была признана недействительной, обязанность по уплате земельного налога нес покупатель, на которого в спорный период было зарегистрировано право собственности. При этом земельным участком в данный период продолжал пользоваться продавец).
Следовательно, учитывая положения норм главы 31 НК РФ, Постановления Пленума ВАС № 54, а также правоприменительной практики, Общество не является плательщиком земельного налога, несмотря на наличие заключенного договора купли-продажи, поскольку право собственности на земельный участок еще не зарегистрировано за ним в установленном порядке. По смыслу п. 1 ст. 388 НК РФ Общество станет плательщиком земельного налога только после регистрации права собственности на земельный участок в установленном порядке.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае между Обществом и Управлением госимуществом области имеются акты приема-передачи участка, т.е. участок фактически находится в распоряжении Общества, несмотря на отсутствие государственной регистрации права.
В данной ситуации необходимо иметь в виду, что издержки собственника земельного участка (формального владельца) возмещаются фактическим пользователем земельного участка путем уплаты неосновательного обогащения в порядке ст. 1102 ГК РФ.
Так, согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 № 8251/11 также отмечалось, что фактическое пользование земельным участком, который не принадлежит пользователю на каком-либо праве, является основанием для взыскания не земельного налога, а неосновательного обогащения по требованию собственника земельного участка.
Аналогичная позиция отражена в многочисленной судебной практике по данному вопросу. Так, в постановлении АС Уральского округа от 10.04.2015 № Ф09-1241/15 по делу № А60-23312/2014 суд удовлетворил требования Администрации муниципального образования по взысканию неосновательного обогащения, указав, что общество пользовалось участком в отсутствие правовых оснований (на участке находились принадлежащие Обществу объекты) и сберегло плату за пользование земельным участком. Аналогичный вывод сделан в постановлениях АС Уральского округа от 04.06.2014 № Ф09-2591/14, от 09.08.2013 № Ф09-6899/13.
Таким образом, Общество не несет налоговых обязательств в отношении земельного участка, на который не зарегистрировано его право собственности.
Вместе с тем, если Общество фактически использует земельный участок до регистрации права собственности на него, то Управление госимуществом области имеет право потребовать взыскания с Общества неосновательного обогащения, например, в размере сэкономленной последним платы за пользование земельным участком (арендной платы).