Проблемы пенсии за выслугу лет
ПЕНСИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ И ИХ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА С ПОЗИЦИЙ ОТРАСЛЕВОЙ НАУКИ И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ
Угличина Ксения Германовна 1 , Радченко Анастасия Евгеньевна 1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Челябинский филиал, студент факультета «Экономики и права»
Аннотация
Статья посвящена пенсии за выслугу лет и их социально-правовой оценки с позиций отраслевой науки и конституционного правосудия. Авторами были выявлены проблемы в данной сфере.
Библиографическая ссылка на статью:
Угличина К.Г., Радченко А.Е. Пенсия за выслугу лет и их социально-правовая оценка с позиций отраслевой науки и конституционного правосудия // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/01/91082 (дата обращения: 08.12.2022).
Научный руководитель: Пинская Елена Владимировна
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин,
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ,
Начиная с 2000-х годов российская пенсионная система претерпела достаточно большие изменения. В большинстве своем они связаны с экономическими новациями, внедрявшимися в начале 90-х годов, а также с кризисной ситуацией, которая нависала над российской экономикой. Все эти события не могли не сподвигнуть пенсионную систему на совершенствование и приближения к современным реалиям, что делает данную тему достаточно актуальной и на сегодняшний день.
Изменения коснулись так же и двух составляющих пенсионной системы – обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. Подверглась изменениям и ключевая составляющая пенсионной системы – подсистема обязательного пенсионного страхования.
В государственном пенсионном обеспечении также есть свои проблемы, которые требуют внимания, а главное поиска решения. При постановки цели создания единой, непротиворечивой, адекватной пенсионной системы необходимо решать назревшие проблемы в обеих ее составляющих частях на основе принципа единства и допустимой (не разрушающей) дифференциации. И одна из таких проблем – проблема пенсионного обеспечения за выслугу лет государственных гражданских служащих.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение в области пенсионного обеспечения. Помимо Конституции, данные положения имеются в важнейших международных правовых актах: ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (1948), разделах V, IХ, Х Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952). Говоря о пенсии за выслугу лет, следует отметить тот факт, что с течением времени менялся субъектный состав получателей пенсии, условия назначения данной пенсии, порядка определения ее размера. В целом данный вид пенсии характеризует специфику национального законодательства в части пенсионного обеспечения отдельной категории граждан. Главное отличие названного вида пенсии состоит в том, что если пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца могут быть как страховыми, так и государственными, то пенсия за выслугу лет – это всегда сфера государственного пенсионного обеспечения.
В законодательстве СССР пенсия за выслугу лет предоставлялась разным категориям работников в связи с длительной профессиональной деятельностью (педагогическим, медицинским работникам и др.). В России же круг лиц путем включения в него ряда категорий, в том числе государственных служащих. Таким образом, в принципе, пенсию за выслугу лет можно назвать «пенсией госслужащих», причем это не только специфика России. Конвенции МОТ, определяя старость, инвалидность, потерю кормильца основаниями пенсионного обеспечения (в международных правовых актах – основаниями обеспечения пособиями), допускают возможность исключения из сферы применения конвенций (т.е. из общей системы обеспечения) государственных служащих. Так, в соответствии со ст. 39 Конвенции МОТ № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (1967) любое государство – член Организации, ратифицировавшее Конвенцию, может исключить из сферы ее применения государственных служащих, «когда эти категории охватываются специальными системами, обеспечивающими в общей сложности пособия по крайней мере равные тем, которые предусматриваются … Конвенцией». Положения аналогичного характера содержались и в ранее принятых конвенциях МОТ 1933 года (№№ 35-40) [5].
Многие ученые высказывали свое мнение по поводу проблемы повышенного пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан. По мнению М.Л. Захарова и Э.Г. Тучковой: «сформировалась привилегированная обособленная подсистема пенсионного обеспечения государственных чиновников» [3]. Н.В. Антипьева также подтверждает, «что в отраслевой науке сформировалась негативная точка зрения, связанная с дифференциацией в социальном обеспечении государственных служащих» [1]. В эту привилегированную систему были включены лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации. Давая оценку сложившейся обособленной подсистеме, В.С. Аракчеев, Д.В. Агашев, Л.А. Гречук отмечают: «стремление законодателя к дифференциации … стало чрезмерным, что в итоге привело к существенному разрыву в уровне обеспечения…». Это приводит, считают авторы, к «сверхобеспечению», которое является «явным нарушением принципа социальной справедливости» [2].
Рассматривая критическую точку зрения данного вопроса, необходимо определить, что более высокий уровень пенсионного обеспечения всегда оправдывается достаточно большим объёмом ограничений госслужащих. Так, по мнению О.А. Кащеевой: «государственные служащие в связи с налагаемыми на них ограничениями, оказываются «в неравном положении по сравнению с гражданами, которые не состоят на государственной службе, поскольку уровень оплаты труда государственных служащих значительно ниже уровня оплаты труда работников негосударственной сферы экономики…» [4]. В такой постановке вопроса автор видит некое социальное неравенство и даже нарушение принципа социальной справедливости.
Особая позиция по данному вопросу у Конституционного Суда РФ, причем уже много лет она остается неизменной. Неоднократно в своих решениях Конституционный Суд указывал, что специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации «предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих». Исходя из особенностей этого статуса, характера выполняемых функций, установленных ограничений, «законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств» [6]. В реальности, когда встает вопрос о выплате пенсии госслужащим, Конституционный Суд признает необязательный характер такой пенсии.
Механизм выплаты пенсии за выслугу лет государственным служащим определен в ст.ст. 7, 14, 21 Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ.
Рис. 1. Специфика выплаты пенсии за выслугу лет
При обращении в Конституционный Суд граждан, имеющих право на две пенсии (за выслугу лет и по инвалидности), но не имеющих право получать их одновременно, суд принимает стандартные решения об отказе, при которых аргументирует это тем, пенсия за выслугу лет – это не основное (гарантированное), а дополнительное социальное обеспечение. Такой вывод прямо или косвенно присутствует во многих определениях Конституционного Суда (от 25.05.2017 № 1044-О; от 19.07.2016 № 1589-О; от 23.04.2015 № 880-О; от 21.12.2006 № 604-О и др.). Таким образом, граждане, недовольные «исчезновением» пенсии за выслугу лет, к сожалению, не смогут изменить сложившуюся ситуацию, и это еще раз доказывает, что в пенсионном законодательстве не должно быть каких-либо нормативно закрепленных возможностей искусственного повышения уровня пенсионного обеспечения.
Считаем, что в основе предоставления пенсии за выслугу лет должны лежать два определенных и понятных для людей фактора: стаж и заработная плата. Это необходимо для того, чтобы человек самостоятельно мог на них воздействовать, тем самым формируя определенный уровень своего материального обеспечения в послетрудовом периоде.
- Антипьева Н.В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. М.: Проспект, 2016. 240 с.
- Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России. Томск, 2006. Ч. 1. 228 с.
- Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувер, 2004. 581 с.
- Кащеева О.А. Институт исчисления размеров пенсий в праве социального обеспечения: теория и практика: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 25 с.
- Миронова Т.К. Пенсии за выслугу лет и их социально-правовая оценка с позиций отраслевой науки и конституционного правосудия / Т.К. Миронова // Matters of Russian and International Law. 2018, Vol. 8, Is. 8A Сб. научн. статей. Режим доступа: http://pravosobes.ru/Science/pensii_za_vyslugu_let_voprosy_mezhd_2018.pdf. – дата обращения: 09.11.2019.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2007 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области» в связи с жалобой гражданина Н.Д. Пирожкова» // Российская газета. – 2007. – № 157.
© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Пенсии за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и сотрудникам, проходившим государственную службу иных видов
Право на пенсию за выслугу лет по закону о пенсионном обеспечении военнослужащих имеют [1] :
- 1) лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных силах РФ и Объединенных Вооруженных силах СНГ, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках Национальной гвардии РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета РФ, органах государственной охраны, других воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- 2) лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в Вооруженных силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР;
- 3) лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках Национальной гвардии РФ.
Применительно к условиям и нормам, которые установлены для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, пенсионное обеспечение за выслугу лет осуществляется:
- 1) прокурорам, научным и педагогическим работникам научных и образовательных организаций прокуратуры 1 ;
- 2) сотрудникам таможенных органов и организаций ФТС [2] ;
- 3) сотрудникам Следственного комитета РФ.
Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих предусматривает два варианта условий пенсионного обеспечения за выслугу лет:
- 1) наличие выслуги, определяемой в соответствии с федеральным законодательством, 20 лет и более;
- 2) наличие 25 календарных лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках Национальной гвардии РФ, достижение на день увольнения45-летнего возраста и увольнение со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что установление законодателем дополнительных требований для назначения пенсии за выслугу лет на более льготных условиях не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, поскольку является элементом правового механизма, направленного на реализацию указанной в норме категорией граждан права на пенсионное обеспечение при отсутствии полной выслуги лет.Таким образом, второй вариант пенсионного обеспечения за выслугу лет военнослужащих и приравненных к ним лиц выступает мерой социального обеспечения лиц, уволенных со службы по определенным обстоятельствам, делающим невозможным прохождение службы (состояние здоровья) или препятствующим ее прохождению (достижение предельного возраста пребывания на службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями). Так, предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:
- — маршала РФ, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала — 65 лет;
- — генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала — 60 лет;
- — полковника, капитана 1 ранга — 55 лет;
- — военнослужащего, имеющего иное воинское звание, — 50 лет.
Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе — 45 лет [3] .
Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе либо в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, проходящих военную службу по контракту на воинской должности, для которой предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно).
К организационно-штатным мероприятиям, в связи с которыми военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы, в частности, относятся:
- 1) сокращение занимаемой им воинской должности (должности) при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
- 2) снижение воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) при нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
3) сокращение воинской должности (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинской должности (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию).
Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:
- а) военнослужащим и приравненным к ним лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет — 50 % соответствующих сумм денежного довольствия, за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3 % указанных сумм денежного довольствия, но не более 85 % этих сумм;
- б) военнослужащим и приравненным к ним лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет выслуга: за общий трудовой стаж 25 лет — 50 % соответствующих сумм денежного довольствия, за каждый год трудового стажа свыше 25 лет — 1 % указанных сумм денежного довольствия.
В случае повторного определения на военную службу или на государственную службу иных видов лиц, получающих пенсию за выслугу лет, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется, исходя из выслуги или общего трудового стажа на день последнего увольнения.
Пенсия за выслугу лет исчисляется из денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, в которое в целях исчисления им пенсии включается оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 г. в размере 54 % и начиная с 1 января 2013 г. ежегодно увеличивается на 2 % до достижения 100 % размера.
Однако в последние годы действие данного положения приостанавливалось и вводился более высокий коэффициент исчисления денежного довольствия. Так, с 1 января 2020 г. размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии за выслугу лет, вместо 73,23 % составляет 73,68 % от размера указанного денежного довольствия.
Данное ограничение не распространяется:
- 1) на военнослужащих и приравненных к ним лиц, являющихся участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. «а»—«ж» и «и» подп. 1 п. 1 ст. 2 закона о ветеранах;
- 2) на судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), пенсионеров из числа указанных лиц.
Пенсия за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним лицам не может быть ниже 100 % расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии нетрудоспособным гражданам из числа инвалидов II группы (за исключением инвалидов с детства), предусмотренного законом о государственном пенсионном обеспечении (на 1 октября2019 г. — 5283,84руб. в месяц).
Пенсии за выслугу лет, назначаемые военнослужащим и приравненным к ним лицам, увеличиваются:
- а) лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы:
- — инвалидам I группы — на 300 % расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии нетрудоспособным гражданам из числа инвалидов II группы (за исключением инвалидов с детства), предусмотренного законом о государственном пенсионном обеспечении (на 1 октября 2019 г. — 5283,84 руб. в месяц),
- — инвалидам II группы — на 250 % расчетного размера пенсии,
- — инвалидам III группы — на 175 % расчетного размера пенсии;
- — инвалидам I группы — на 250 % расчетного размера пенсии,
- — инвалидам II группы — на 200 % расчетного размера пенсии,
- — инвалидам III группы — на 150 % расчетного размера пенсии;
- — инвалидам I группы — на 200 % расчетного размера пенсии,
- — инвалидам II группы — на 150 % расчетного размера пенсии,
- — инвалидам III группы — на 100 % расчетного размера пенсии.
К пенсии за выслугу лет, назначаемой военнослужащим и приравненным к ним лицам, начисляются следующие надбавки:
- а) пенсионерам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, — на уход за ними в размере 100 % расчетного размера пенсии;
- б) неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи 1 , которые не получают трудовую или социальную пенсию:
- — при наличии одного такого члена семьи — в размере 32 % расчетного размера пенсии,
- — при наличии двух таких членов семьи — в размере 64 % расчетного размера пенсии,
- — при наличии трех и более таких членов семьи — в размере 100 % расчетного размера пенсии;
Пенсии за выслугу лет повышаются при наличии определенных законом о пенсионном обеспечении военнослужащих обстоятельств (в частности, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, — на 100 % размера пенсии за выслугу лет, Героям Социалистического Труда, Героям Труда РФ — на 50 % размера полагающейся им пенсии за выслугу лет [4] , лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, — на 16 % расчетного размера пенсии и т. д.
Пенсионерам, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск Национальной гвардии РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии за выслугу лет, надбавки к ним и увеличения исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников упомянутых органов.
За пенсионерами, имеющими стаж службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, соответственно, не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия за выслугу лет (включая надбавки к ней и увеличения) была исчислена с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента.
Пенсионерам, имеющим стаж службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, соответственно, не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсия за выслугу лет (включая надбавки к ней и увеличения) исчисляется с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляется пенсия за выслугу лет, составляет 1,5.
Пенсия за выслугу лет, назначаемая военнослужащим и приравненным к ним лицам, при увеличении денежного довольствия подлежит пересмотру, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников, одновременно с его увеличением, а также с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного ч. 2 ст. 43 закона о пенсионном обеспечении военнослужащих.
Лица, получающие пенсию за выслугу лет, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с законом о страховых пенсиях 1 .
Проблемные вопросы пенсий за выслугу лет. Проблемные вопросы пожизненного содержания судей
• разрешения правовых проблем и коллизий в данной сфере.
Ключевые термины: пенсия за выслугу лет, виды пенсий за выслугу лет, условия назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, размер пенсии за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего; ежемесячное пожизненное содержание судей.
Понятие пенсии за выслугу лет, ее функции и виды
Пенсия за выслугу лет — это ежемесячная денежная выплата, производимая из федерального бюджета лицам, имеющим специальный трудовой стаж (выслугу) установленной продолжительности на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности (пригодности) до наступления общего пенсионного возраста. Пенсия назначается, как правило, независимо от возраста и при условии оставления работы (службы) в должностях, дающих право на эту пенсию, исчисляется из заработка гражданина и является основным или одним из основных источников его существования.
Пенсионное обеспечение за выслугу лет исторически возникло первым и, по мнению В. С. Аракчеева, пенсия за выслугу лет «лежит в основе существующей в наши дни пенсионной системы России и является ее важнейшим составным элементом» [1] .
Пенсия за выслугу лет выполняет те же функции, что и любая иная пенсия: экономическую, социальную, политическую, социально-психологическую и демографическую.
В экономической функции принято выделять обеспечительную и производственную подфункции.
Обеспечительная подфункция пенсии за выслугу лет проявляется в том, чтобы служит основным или одним из основных источников средств существования пенсионеров, средством удовлетворения их потребностей и поддержания жизнедеятельности. Реализации данной функции способствуют регулирование минимального, максимального размеров пенсии за выслугу лет и т. д.
Суть производственной подфункции заключается в положительном воздействии на экономические процессы, протекающие в обществе и, в первую очередь, на рынке труда. Данная подфункция включает в себя два относительно самостоятельных компонента — стимулирующий компонент, содержащий мотивационный механизм, который поощряет людей к работе в особых условиях труда, к получению высоких заработков, с тем чтобы при выходе на пенсию иметь льготы при ее назначении, получать пенсию в более высоком размере, и компонент смены трудовых поколений, который выражает роль пенсии за выслугу лет в выводе из производственного процесса пожилых работников и замещении их более молодыми. В пенсии за выслугу лет, назначаемой военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и др., мотивационный механизм играет важную роль, так как военная служба и служба в правоохранительных органах сопряжена с опасностью для жизни и здоровья как служащего, так и членов его семьи. Государство заинтересовывает высококвалифицированные кадры в поступлении на государственную службу и в качестве одного из таких стимулов предлагает пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Смена трудовых поколений крайне важна для сферы государственной службы как в силу специфики деятельности государственных органов (обеспечение стабильности государственной службы в государственных органах как условие обеспечения их постоянной деятельности), так и в силу особенностей кадровой политики на государственной службе (установление предельного возраста пребывания на службе). Однако в этом компоненте кадровой политики, особенно на государственной гражданской службе Российской Федерации, проступает явная тенденция к увеличению продолжительности стажа, который дает право на пенсию за выслугу лет. Так, с середины 90-х гг. XX в. минимальная продолжительность выслуги, которая давала право федеральным государственным служащим на ежемесячную доплату к государственной пенсии, составляла 12,5 лет стажа государственной службы у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин [2] . С вступлением в силу с 1 января 2002 г. закона о государственном пенсионном обеспечении требование к продолжительности выслуги составило 15 лет, независимо от пола государственного служащего. В настоящее время постепенно увеличивается продолжительность стажа государственной гражданской службы, дающего право на пенсию за выслугу лет, и с 1 января 2026 г. минимальная продолжительность выслуги составит 20 лет.
Производственная подфункция выступает и в качестве средства перераспределения рабочей силы как между отраслями экономики (сферами управления), так и внутри них. Так, назначение пенсии за выслугу лет военнослужащему возможно только при оставлении службы, но это не препятствует ему в поступлении на государственную гражданскую службу, муниципальную службу, на работу в различные коммерческие и некоммерческие организации.
Социальная функция включает в себя защитную и компенсационную подфункции.
Защитная подфункция пенсии за выслугу лет предупреждает, смягчает или устраняет неблагоприятные последствия, связанные с длительным исполнением профессиональных обязанностей, направлена на защиту пенсионера от угрозы отсутствия дохода из-за объективных трудностей в поиске работы, нищеты, болезней и пр. Пенсия позволяет гражданину оставить работу (службу), вести достойное существование, удовлетворять свои основные потребности, при чем на уровне, соизмеримым с его прошлым денежным содержанием (довольствием).
Компенсационная подфункция включает взаимосвязи между размером пенсии за выслугу лет и размером денежного довольствия (содержания, заработка) работников перед назначением пенсии, а также между размером пенсии и снижением ее реальной стоимости в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги, т. е. речь идет и о компенсации утраченного заработка с помощью механизма исчисления пенсии, и об индексации пенсии.
Политическая функция любого вида пенсионного обеспечения основана на том, что пенсия служит одним из важных инструментов социальной политики государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Пенсионное обеспечение за выслугу лет в силу специфики государственной службы является эффективным средством социальной защиты служащих и членов их семей, поддерживающим социальный статус лиц, служивших государству, а значит, и самого государства.
В этой связи необходимо обратить внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» 1 одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих (ст. 7). Так, к числу основных направлений реализации национальной стратегии противодействия коррупции отнесено повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих [3] . Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы РФ (2009—2013)», утвержденная Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013) »», в качестве задач ставит повышение уровня социальной защищенности государственных служащих, совершенствование системы государственных гарантий, создание современной системы материального и нематериального стимулирования труда государственных служащих, оптимизацию порядка оплаты труда на государственной службе, что должно служить необходимыми условиями успешного развития системы государственной службы, эффективного достижения поставленных перед нею целей. Для достижения этих задач предполагалось повысить уровень правовой и социальной защищенности государственных служащих, усовершенствовать структуру денежного содержания (денежного вознаграждения), денежного довольствия федеральных государственных служащих с учетом особенностей видов государственной службы в целях повышения доли оклада денежного содержания в общем размере денежного содержания (денежного вознаграждения), денежного довольствия, а также усовершенствовать правовой механизм регулярной индексации денежного содержания (денежного вознаграждения) государственных служащих (п. 15 и 16). Однако реализация этих задач продолжается оставаться актуальной — в частности, с целью осуществления основных направлений развития государственной гражданской службы РФ на 2019—2021 гг. [4] предлагается оптимизировать структуру денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответственно увеличить размер пенсии за выслугу лет.
Социально-психологическая функция пенсии отражает ее роль в обеспечении у людей уверенности в завтрашнем дне, чувства их реальной социальной защищенности. Пенсионное обеспечение за выслугу лет, реализуя данную функцию, позволяет гражданину оставить работу (службу) или сменить профиль деятельности без ущерба для поддержания уровня собственного дохода. Поддержанию уверенности способствует и механизм индексации размера пенсии, основанный на его синхронном увеличении при изменении сумм денежного содержания (довольствия) служащих.
Демографическая функция пенсионного обеспечения за выслугу лет состоит в воздействии данного вида пенсии на смену поколений. С помощью данной функции смягчается переход людей среднего поколения в категорию старшего поколения, происходит замещение возрастных служащих в государственных органах молодыми, чем также смягчаются противоречия между поколениями. Пенсия позволяет не чувствовать пенсионеру себя на иждивении членов его семьи, что способствует поддержанию гармоничных отношений в семье.
Пенсия за выслугу лет является одним из видов государственного пенсионного обеспечения. В зависимости от субъектов, которым назначается пенсия, различаются следующие виды пенсии за выслугу лет:
1) пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим;
Оцените статью:[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]