Когда и как признаются в расходах суммы оплаты дополнительных отпусков сотрудников?
В каком случае работодатели обязаны предоставлять дополнительные отпуска работникам? Как они оплачиваются? Можно ли (и как) признать в составе расходов затраты в виде сумм оплаты дополнительных отпусков?
Виды дополнительных отпусков
Статьей 116 ТК РФ определено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются сотрудникам:
занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
имеющим особый характер работы;
с ненормированным рабочим днем;
работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Кроме того, работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (см. Письмо Минтруда России от 16.11.2020 № 14-2/ООГ-16941).
Помимо наиболее распространенных категорий работников (о которых сказано выше), есть еще и другие лица, кому полагается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, – например, спортсмены и тренеры (ст. 348.10 ТК РФ). Также дополнительные оплачиваемые отпуска могут быть предусмотрены условиями коллективного договора (или иным локальным нормативным актом).
Продолжительность дополнительных отпусков
Вредные условия труда
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда (ч. 1 ст. 117 ТК РФ). Минимальная продолжительность такого отпуска составляет 7 календарных дней (ч. 2 названной статьи).
В силу положений ч. 3 ст. 117 и ч. 3 ст. 219 ТК РФ более продолжительный отпуск может быть установлен работнику на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда, а также локального нормативного акта (см. Письмо Роструда от 04.12.2020 № ПГ/55760-6-1).
Особый характер работы
Отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством РФ (ст. 118 ТК РФ). Однако пока такого документа нет.
Ненормированный рабочий день
Работникам с ненормированным рабочим днем (если режим рабочего времени отдельных категорий работников предусматривает такую работу) предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 3 календарных дней. Порядок предоставления данного отпуска определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации (ст. 119 ТК РФ).
К сведению: с 01.04.2021 запущен пилотный проект, согласно которому работникам предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 дней для прохождения медосмотра с целью выявления ранних признаков профзаболеваний. Его организуют в центрах реабилитации ФСС по индивидуальному плану для каждого сотрудника. Затраты на оплату отпуска и проезда к месту профилактического лечения и обратно возмещает ФСС (что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 18.03.2021 № 401).
Порядок предоставления дополнительных отпусков
Трудовым законодательством не предусмотрено запрета на объединение или разделение дней основного и дополнительного отпусков. Очередность предоставления дней отпуска утверждается графиком отпусков. График отпусков формируется таким образом, чтобы не возникало сбоев в протекании производственных процессов (см. Письмо Роструда от 04.12.2020 № ПГ/55760-6-1).
Иными словами, работник может взять дополнительный отпуск в то время, которое удобно ему и работодателю. При этом условие о предоставлении работнику ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (предусмотренного ст. 116–119 ТК РФ) относится к режиму труда и отдыха, являющемуся существенным признаком трудового договора. Это следует из ст. 57 ТК РФ.
Как оплачиваются дополнительные отпуска?
Ежегодные дополнительные отпуска (которые предоставляются на основании Трудового кодекса) оплачиваются исходя из среднего заработка. Специальных правил на этот счет законом не установлено.
Как и в случае с обычными отпускными, начисленные отпускные по дополнительному отпуску должны быть выплачены как минимум за 3 календарных дня до его начала (ч. 9 ст. 136 ТК РФ, Письмо Роструда от 14.05.2020 № ПГ/20884-6-1).
Что касается дополнительных отпусков, предусмотренных коллективным договором (локальным актом), порядок их оплаты работодатель устанавливает самостоятельно и закрепляет в названном документе. Данное право работодателя обусловлено ч. 2 ст. 116 ТК РФ.
Налоговый учет затрат на оплату дополнительных отпусков
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 252 НК РФ, в целях применения гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, – убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Пунктом 7 ст. 255 НК РФ установлено, что в затраты организации на оплату труда включаются суммы средней зарплаты, сохраняемой за работниками на период отпуска, предусмотренного ТК РФ, а также суммы оплаты проезда к месту отпуска на территории РФ.
Одновременно п. 24 ст. 270 НК РФ определено, что в расходах организации не засчитываются затраты на оплату дополнительных отпусков, предоставляемых сотрудникам по коллективному договору сверх установленной законом нормы.
Таким образом, если оплачивается дополнительный отпуск, предоставление которого обусловлено требованиями закона, то расходы на его оплату в целях уплаты налога с прибыли учитываются в затратах на оплату труда. В противном случае расходы на оплату дополнительного отпуска не могут быть учтены в облагаемой базе (см. письма Минфина России от 12.10.2021 № 03-03-06/2/82420, от 09.09.2021 № 03-03-06/1/73062, от 06.09.2021 № 03-03-06/1/71954).
В расходах для целей налогообложения прибыли организаций не могут учитываться затраты на оплату дополнительных отпусков, предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей (п. 24 ст. 270 НК РФ, Письмо Минфина России от 30.07.2021 № 03-03-06/1/61146).
Дополнительные оплачиваемые отпуска работодатели обязаны предоставлять сотрудникам в установленных ст. 161 ТК РФ случаях. Кроме того, исходя из производственных и финансовых возможностей, работодатели могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников (условия и порядок предоставления которых определяются в локальных нормативных актах).
Поскольку специальные правила по оплате дополнительных отпусков законом не установлены, они оплачиваются исходя из среднего заработка.
Если предоставление дополнительного отпуска обусловлено требованиями закона, то расходы на его оплату в целях уплаты налога на прибыль учитываются в затратах на оплату труда. В противном случае расходы на оплату дополнительного отпуска не могут быть учтены в облагаемой базе.
Дополнительный отпуск: кому положен и на сколько дней
Каждый год сотрудники, которые заключили с работодателем трудовой договор, могут брать оплачиваемый отпуск на 28 дней (ст. 115 ТК РФ). Но этот срок может быть увеличен на дополнительный отпуск, если они (ст. 116 ТК РФ):
- заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- имеют ненормированный рабочий день;
- работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- имеют особый характер работы;
- в иных случаях, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
Рассмотрим самые распространенные основания для дополнительного отпуска подробнее.
Ненормированный рабочий день
Ненормированный день — это режим, при котором сотрудники по распоряжению работодателя эпизодически выполняют работу за пределами установленной продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).
Компании сами устанавливают перечень должностей с ненормированным днем в коллективном договоре, соглашениях или локальных нормативных актах (ст. 101 ТК РФ). А в трудовом договоре прописывают факт ненормированного рабочего дня (ст. 57 ТК РФ).
Сколько дней дополнительного отпуска положено
Минимальная продолжительность отпуска за ненормированный рабочий график — три календарных дня. Но работодатель может дать сотруднику больше времени на отдых, если пропишет это во внутренних документах компании для каждой должности.
Стаж работы в ненормированном режиме не имеет значения для дополнительного отпуска (письмо Роструда от 24.05.2012 № ПГ/3841-6-1). И даже если в течение всего года сотрудника ни разу не привлекли к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени, дополнительный отпуск ему положен (письмо Минтруда от 13.10.2020 № 14-2/ООГ-15911), при условии, что его должность входит в перечень должностей с ненормированным днем.
Вредные и опасные условия труда
Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Дополнительный отпуск дают сотрудникам, которые трудятся во вредных условиях 2, 3 или 4 класса. Уровень для конкретного рабочего места определяют во время специальной оценки условий труда (СОУТ). Ее проводят раз в пять лет.
Сколько дней дополнительного отпуска положено
За работу во вредных и опасных условиях труда сотруднику положено не менее 7 календарных дней отдыха дополнительно к основному отпуску (ст. 117 ТК РФ). Большее количество дней может быть установлено картой спецоценки, отраслевым соглашением, коллективным договором, локальным нормативным актом.
Этот отпуск предоставляется в зависимости от стажа работы во вредных (опасных) условиях (ст. 121 ТК РФ, Письмо Роструда от 18.03.2008 № 657-6-0):
- больше 11 месяцев — отпуск нужно дать в полном объеме;
- меньше 11 месяцев — продолжительность отпуска следует пересчитать пропорционально отработанному времени.
Стаж работника — это количество полных месяцев, которые он отработал во вредных условиях. Определить его можно по такой формуле:
Стаж = фактически отработанные во вредных условиях дни в году / среднемесячное количество рабочих дней в году.
Пример расчета стажа для дополнительного отпуска за вредность и его продолжительности
Разберем расчет дополнительного отпуска за вредные условия труда на примере.
Колосов И. И. в 2021 году провел 20 дней на больничном, два — в командировке и уже полностью отгулял основной отпуск в 28 дней.
1. Находим среднемесячное количество рабочих дней
В 2021 году — 247 рабочих дней. Их делим на 12 месяцев в году и получаем среднемесячное количество рабочих дней: 247 рабочих дней / 12 месяцев = 20,5 рабочих дней
2. Определяем количество дней, фактически отработанных во вредных условиях
Из общего количества рабочих дней вычитаем все рабочие дни, когда сотрудник болел, был в командировке и отпуске. Для этого из периода больничного и основного отпуска нужно вычесть выходные дни.
Для Колосова И. И. расчет фактически отработанных во вредных условиях дней будет выглядеть так: 247 рабочих дней — 2 дня командировки — 14 дней больничного (20 — 6 дней выходных, которые на него выпали) – 20 дней основного отпуска (28 — 8 дней выходных, которые на него выпали) = 211 отработанных дней.
3. Находим количество полных месяцев работы во вредных условиях
Для этого общее количество отработанных во вредных условиях дней делим на среднемесячное количество рабочих дней: 211 дней / 20,5 дней = 10,2 месяца.
Когда в результате подсчетов получается нецелое число, его нужно округлить по правилам математики: если десятая часть меньше 0,5, месяц не засчитывают, больше 0,5 — считают за целый. Исходя из этой логики округляем 10,2 и получаем 10 полных месяцев.
4. Считаем, сколько дней дополнительного отпуска положено работнику
Для этого воспользуемся такой формулой:
Дни доп. отпуска = Продолжительность отпуска за вредность / 12 месяцев × Количество полных месяцев, отработанных во вредных условиях — Отгулянные дни доп. отпуска за вредность
Для Колосова работодатель установил 12 дней отпуска за вредность, поэтому расчет будет следующим:
Дни доп. отпуска = 12 дней / 12 месяцев × 10 отработанных месяцев — 0 дней отгулянного отпуска = 10 дней отпуска.
Если бы Колосов трудился во вредных условиях 11 месяцев и больше, то дополнительный отпуск «за вредность» ему нужно было бы посчитать в полном размере, т.е.12 дней.
Особый характер работы
Перечень работников, которым можно предоставить дополнительный отпуск за особый характер работы, а также его срок и условия определяет Правительство РФ (ст. 118 ТК РФ). Что именно понимать под «особым характером работы», в законе не указано. Есть лишь частные примеры, которые опубликованы в постановлениях. Например, дополнительный отпуск за особый характер работы задокументирован для:
- работников территориальных органов и работников, командированных в Чеченскую Республику (Постановление Правительства РФ от 31.12.1994 № 1440);
- врачей общей практики и их медицинских сестер, которые трудятся непрерывно в этих должностях больше трех лет (Постановление Правительства РФ от 30.12.1998 № 1588).
Сколько дней дополнительного отпуска положено
Зависит от конкретных условий и документов, которые их регламентируют. Например, работникам, командированным в Чеченскую республику, положено дополнительно два календарных дня за каждый полный месяц работы, а врачам общей практики — три календарных дня в год.
Работа в условиях Крайнего Севера
Перечень районов Крайнего Севера РФ и приравненных к нему территорий дан в Постановлении Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029. Дополнительный отпуск распространяется на всех, кто трудится на этих территориях:
- по основному месту работы;
- по совместительству;
- вахтой.
Людям, командированным в районы Крайнего Севера и приравненные местности, дополнительный отдых не положен. Исключение — сотрудники, которые занимаются разведкой нефтегазовых месторождений и организуют экспедиции (п. 4 приложения к приказу Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2). Будьте внимательны, если командировки имеют признаки вахтового метода (регулярные, продолжительные), суды могут подтвердить право на дополнительный отпуск (обзор, утвержденный Президиумом ВС РФ 26.02.2014).
Когда в районе Крайнего Севера человек работает во вредных и опасных условиях труда, он может взять дополнительные дни за каждый из этих факторов (ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1).
Сколько дополнительного отпуска положено
Для тех, кто трудится в районах Крайнего Севера — 24 календарных дня. В местностях, приравненных к нему — 16.
Работникам, которые заняты по основному месту работы или совместительству, отпуск предоставляется через шесть месяцев работы у данного работодателя. У вахтовиков продолжительность дополнительного отпуска рассчитывается исходя из количества дней, которые они отработали в северных условиях и потратили на дорогу (ст. 302 ТК РФ). Например, если Голубев И. И. трудился на Чукотке шесть месяцев, а остальное время был дома в Краснодаре, то начислить ему нужно половину установленной законодательством нормы.
Дополнительный отпуск и основной: как разделить
Дополнительный оплачиваемый отпуск можно соединить с основным, также сотрудник может отгулять его отдельно. Обратите внимание, что раз в год сотрудник обязан брать неделимую часть отпуска длиной в 14 дней (ст. 125 ТК РФ). Выделять ее лучше из основного отпуска, т. к. количество дней в нем фиксировано и, в отличие от дополнительного, не может быть уменьшено из-за длительного больничного или отмены вредных условий труда во время спецоценки.
Еще сотрудник может получить дополнительные дни к основному отпуску авансом. Исключение — отдых за работу во вредных условиях труда, так как его, как мы рассказывали выше, дают за фактически отработанное время (ст. 121 ТК РФ, Письмо Роструда от 18.03.2008 № 657-6-0).
В каких случаях нужно заявление на дополнительный отпуск
Когда сотрудники уходят в дополнительный отпуск по графику, заявление они могут не писать, а работодатель, в свою очередь, должен напомнить о предстоящем отдыхе за две недели (ст. 123 ТК РФ). Если сотрудник отправляется в отпуск вне графика, заявление он написать должен.
Ознакомившись с заявлением, руководитель подписывает приказ о предоставлении дополнительного отпуска на даты, указанные в заявлении. Сотрудника должны ознакомить с приказом.
Можно ли вместо отпуска выплатить деньги
Часть ежегодного оплачиваемого отпуска больше 28 календарных дней можно заменить денежной компенсацией, если сотрудник напишет заявление. Но для некоторых работников это делать запрещено (ст. 126 ТК РФ):
- беременных,
- несовершеннолетних,
- трудящихся во вредных/опасных условиях.
Если работнику, который трудится во вредных условиях, положено больше семи дней, остальной срок он может не отгуливать, а попросить за него деньги (ст. 117 ТК РФ).
Эксперт: Дмитрий Шафран, руководитель проекта Контур.Персонал
Подготовила Елена Яркина, копирайтер
Как уходят в отпуск муниципальные служащие и в какие сроки?
В сегодняшней статье расскажем, как определить продолжительность оплачиваемого отпуска муниципального служащего. Коротко остановимся на порядке определения размера денежного содержания за период отпуска. Кроме того, поговорим об отпусках без сохранения заработной платы.
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с учетом особенностей, предусмотренных Законом о муниципальной службе в РФ [1] , иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ о муниципальной службе.
То есть вопросы предоставления и оплаты отпусков регулируются прежде всего специальным законодательством, а потом уже трудовым законодательством.
В соответствии со ст. 21 Закона о муниципальной службе в РФ муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого рассчитывается в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы. Ежегодный оплачиваемый отпуск состоит:
- из основного оплачиваемого отпуска;
- из дополнительных оплачиваемых отпусков.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск муниципального служащего составляет 30 календарных дней. Такая продолжительность отпуска установлена Законом о муниципальной службе в РФ и применяется ко всем без исключения муниципальным служащим.
Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска
Муниципальному служащему предоставляются следующие дополнительные оплачиваемые отпуска:
- за выслугу лет;
- за ненормированный рабочий день (если служащему установлен такой режим работы);
- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (если таковые имеются);
- за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- в иных случаях, предусмотренных федеральными законами;
- в случаях, установленных законами субъекта РФ.
Остановимся на каждом из этих видов отпусков отдельно.
Отпуск за выслугу лет
Федеральным законодателем установлена максимальная продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет — 10 календарных дней. Конкретный порядок и условия предоставления такого отпуска определяются законами субъектов РФ. Приведем выдержки из некоторых региональных законов.
Наименование и норма документа
Порядок предоставления отпуска
Пункт 5 ст. 28 Закона г. Москвы от 22.10.2008 № 50 «О муниципальной службе в городе Москве» (далее — Закон № 50)
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета 1 календарный день за каждый год муниципальной службы
Пункт 2 ст. 15 Закона г. Санкт-Петербурга от 15.02.2000 № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге» (далее — Закон № 53-8)
Сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет из расчета 1 календарный день
за 3 полных календарных года муниципальной службы, но не более 10 календарных дней
Пункт 4 ст. 20 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» (да-
лее — Закон № 99-З)
Муниципальным служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:
1) при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет — 1 календарный день;
2) при стаже муниципальной службы от 5 до 10 лет —
календарных дней;
3) при стаже муниципальной службы от 10 до 15 лет —
7 календарных дней;
4) при стаже муниципальной службы 15 лет и более —
10 календарных дней
Если в законе субъекта РФ либо нормативном акте муниципалитета не прописан порядок определения продолжительности оплачиваемого отпуска за выслугу лет, то следует применять правила, установленные п. 5 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе в РФ[2]. Поскольку посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных и государственных гражданских служащих обеспечивается взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ (п. 5 ст. 5 Закона о муниципальной службе в РФ, п. 5 ст. 7 Закона о государственной гражданской службе в РФ).
В соответствии с этим законом продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет составляет:
- при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет — 1 календарный день;
- при стаже муниципальной службы от 5 до 10 лет — 5 календарных дней;
- при стаже муниципальной службы от 10 до 15 лет — 7 календарных дней;
- при стаже муниципальной службы 15 лет и более — 10 календарных дней.
Отпуск за ненормированный рабочий день
Отпуск за ненормированный рабочий день предоставляется только тем муниципальным служащим, которым установлен такой режим работы. Продолжительность отпуска определена федеральным законодателем и составляет три календарных дня.
Право на такой отпуск возникает у муниципального служащего обычно независимо от продолжительности службы в условиях ненормированного дня.
Отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
Специальных положений о предоставлении муниципальным служащим дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда Закон о муниципальной службе в РФ не содержит. Следовательно, применяются общие положения, установленные Трудовым кодексом.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ) отнесены к вредным условиям 2-й, 3-й или 4-й степени либо к опасным условиям труда.
Минимальная продолжительность такого отпуска составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ (ст. 117 ТК РФ).
Отпуск за работу в особых климатических условиях
В силу ст. 116, 321 ТК РФ, ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» кроме установленных дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, в качестве компенсации полагается также ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью:
- в районах Крайнего Севера — 24 календарных дня;
- в приравненных к ним местностях — 16 календарных дней;
- в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, — 8 календарных дней.
Согласно ст. 313 ТК РФ лицам, проживающим в названных районах, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации.
Иные дополнительные отпуска, предусмотренные федеральным законодательством
На муниципальных служащих, как и на других граждан РФ, распространяются положения иных федеральных законов, предусматривающих предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков. Речь прежде всего идет о гражданах, подвергшихся воздействию радиации.
Категория граждан
Продолжительность дополнительного отпуска
Наименование и норма документа
Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
14 календарных дней
Пункт 15 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
14 календарных дней
Пункт 5 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1
Разделение отпуска на части
В соответствии со ст. 125 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей должна быть не менее 14 календарных дней.
Законами субъектов РФ муниципальным служащим могут предоставляться дополнительные гарантии, например, возможность разделения отпуска на части по желанию работника. Приведем выдержки из региональных законов.
Наименование и норма документа
Порядок предоставления отпуска
Пункт 6 ст. 28 Закона № 50
По желанию муниципального служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней
Пункт 3 ст. 15 Закона № 53-8
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются и по желанию муниципального служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части ежегодного оплачиваемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней
Замена отпуска денежной компенсацией
В соответствии со ст. 126 ТК РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.
При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.
- не допускается замена денежной компенсацией минимально установленной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда (7 календарных дней);
- замена дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающего минимально установленную продолжительность такого отпуска (7 календарных дней), возможна при условии, если это предусмотрено отраслевым соглашением и коллективным договором, а также на основании письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору.
Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков:
- беременным женщинам;
- работникам в возрасте до 18 лет.
Порядок расчета отпускных
Муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением денежного содержания, размер которого рассчитывается в порядке, определенном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы (ст. 21 Закона о муниципальной службе в РФ).
Согласно ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, действует единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления средней заработной платы установлены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее — Положение № 922).
Для справки
Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе порядок исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, установлены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562.
В пунктах 2, 3 Положения № 922 указано, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, за исключением выплат социального характера и иных выплат, не относящихся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).
- из должностного оклада служащего в соответствии с замещаемой им должностью;
- из ежемесячных и иных дополнительных выплат служащего, определяемых законом субъекта РФ.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования.
Таким образом, в разных субъектах РФ (муниципалитетах) действуют свои правила определения размера денежного содержания муниципальных служащих. Поэтому универсальный совет, как определить размер отпускных, дать сложно. Выделим лишь некоторые базовые моменты.
Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. В соответствии с п. 2 Положения № 922 применительно к муниципальным служащим к таким выплатам, в частности, относятся:
- денежное содержание, начисленное служащему за отработанное время (пп. «е»);
- надбавки и доплаты к должностным окладам за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ и др. (пп. «к»);
- выплаты, связанные с условиями труда, в том числе обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы (пп. «л»);
- премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда (пп. «н»);
- другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя (пп. «о»).
Размер денежного содержания на период нахождения муниципального служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске исчисляется следующим образом:
1) определяется средний дневной заработок путем деления суммы фактически начисленного служащему денежного содержания
за 12 календарных месяцев, предшествующих отпуску, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3) (п. 10 Положения № 922);
2) определяется сумма отпускных путем умножения среднего дневного заработка на количество календарных дней отпуска.
Часто у бухгалтеров возникает вопрос: нужно ли включать ту или иную выплату, полагающуюся служащему, в расчет среднего заработка? Разберем этот вопрос подробно.
Дополнительные выплаты к отпуску. Как правило, при уходе в отпуск муниципальным служащим полагаются дополнительные выплаты к отпуску.
Наименование и норма документа
Порядок предоставления отпуска
Пункт 10 ст. 20 Закона № 99-З
При предоставлении муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух должностных окладов
Пункты 1, 2 За-
кона № 50
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, в том числе размер и порядок осуществления единовременной выплаты к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску
Напомним, п. 3 Положения № 922 установлено, что в расчет среднего заработка для оплаты очередного отпуска не принимаются выплаты социального характера. Действующее законодательство не содержит прямого указания на порядок учета при расчете среднего заработка для муниципального служащего единовременной выплаты к отпуску. При этом отсутствие утвержденного федеральным законодательством правила для муниципальных служащих не препятствует установлению его нормативным правовым актом субъекта РФ.
Материальная помощь. Сложности возникают и с материальной помощью. Дело в том, что в Положении № 922 материальная помощь отнесена к выплатам социального характера, которые не учитываются при расчете среднего заработка. Однако у муниципальных служащих материальная помощь нередко входит в систему оплаты труда и, по сути, социальной выплатой не является.
Анализ арбитражной практики показывает, что большинство судей считают, что названные выше выплаты не должны учитываться при определении среднего заработка.
Реквизиты документа
Выводы судей
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 04.04.2017 по делу № 33-3195/2017
Единовременная выплата при предоставлении отпуска и материальная помощь не должны учитываться при расчете среднего заработка
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 24.02.2014 по делу № 33-834/2014
Материальная помощь к отпуску относится к социальным выплатам, не учитываемым в составе заработка при исчислении среднедневного заработка
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.09.2012 по делу № 33-2190
Единовременная выплата при предоставлении ежегодного отпуска относится к выплатам социального характера, так как не связана с выполнением муниципальным служащим функциональных обязанностей, и не учитывается при расчете среднего заработка
Справедливости ради надо отметить, что есть и противоположные решения судей. Например, в Определении Ростовского областного суда от 26.01.2012 по делу № 33-1042 сказано, что поскольку согласно закону субъекта РФ о муниципальной службе служащему в числе дополнительных выплат ежемесячно выплачивается материальная помощь, она не является социальной выплатой, а относится к денежному содержанию служащего, следовательно, должна учитываться при расчете среднего заработка. Подчеркнем, что таких решений намного меньше. В любом случае при принятии решения о том, учитывать спорные суммы при расчете среднего заработка или нет, нужно ориентироваться на формулировки регионального законодательства о муниципальной службе в части порядка определения денежного содержания муниципальных служащих.
Отпуск без сохранения денежного содержания
Муниципальному служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя (работодателя) может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более года. Отпуск без сохранения денежного содержания предоставляется в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 6, 7 ст. 21 Закона о муниципальной службе в РФ).
Действующим законодательством предусмотрен целый ряд случаев, когда любой работник, в том числе муниципальный служащий, может претендовать на предоставление отпуска без сохранения заработной платы (денежного содержания).
В соответствии со ст. 128 ТК РФ отпуск без сохранения денежного содержания предоставляется:
— работающим пенсионерам по старости (по возрасту) — до 14 календарных дней в году;
— родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, — до 14 календарных дней в году;
— работающим инвалидам — до 60 календарных дней в году;
— работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников — до 5 календарных дней в году;
— в других случаях, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами либо коллективным договором.
К другим случаям, которые предусмотрены ТК РФ, можно отнести дополнительные отпуска без сохранения денежного содержания муниципальным служащим, осуществляющим уход за детьми (ст. 263 ТК РФ). В частности, отпуск без сохранения заработной платы полагается:
— лицам, имеющим двух или более детей в возрасте до 14 лет;
— лицам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
— одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет;
— отцам, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет без матери.
Указанным лицам коллективным договором могут предоставляться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней.
Такой отпуск по письменному заявлению муниципального служащего может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.
Также в соответствии с ТК РФ представитель нанимателя (работодатель) обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы муниципальным служащим (ст. 173, 174 ТК РФ):
1) допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения высшего профессионального образования, — 15 календарных дней;
2) являющимся слушателями подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, для сдачи выпускных экзаменов — 15 календарных дней;
3) обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации — 15 календарных дней в учебном году;
4) для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — 4 месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов — 1 месяц;
5) допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, — 10 календарных дней;
6) обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации — 10 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — 2 месяца, для сдачи итоговых экзаменов — 1 месяц.
[1] Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
[2] Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».