4. Дисциплинарная ответственность учителя.
Правовою основу дисциплинарной ответственности учителя составляют Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», Устав образовательного учреждения, коллективный договор и правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения и другие нормативные правовые акты.
Трудовое законодательство Российской Федерации предусматривает два вида дисциплинарной ответственности — общую и специальную.
Общая дисциплинарная ответственность регулируется Трудовым кодексом РФ и распространяется на всех работников.
Специальная ответственность — регулируется Законом «Об образовании», специальными нормативными актами, Уставом организации, коллективным договором, правилами трудового распорядка.
При применении дисциплинарного взыскания администрацией образовательного учреждения исследуется сам факт нарушения трудовой дисциплины и все стороны дисциплинарного проступка учителя.
Дисциплинарный проступок в трудовых правоотношениях рассматривается как посягающее на трудовую дисциплину противоправное невыполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей.
В составе дисциплинарного проступка определяют следующие компоненты:
— субъект дисциплинарного проступка (им является работник, нарушивший дисциплину труда);
— объект дисциплинарного проступка (таковым выступает внутренний трудовой распорядок организации);
— субъективная сторона проступка (под этим понимают вину (неосторожность либо умысел) работника, а также его отношение к своему действию (умысел косвенный или прямой);
— объективная сторона проступка (в данном качестве выступают вредные последствия, наступившие в результате проступка, и причинная связь между правилами трудового распорядка и действиями правонарушителя).
Исследуя все стороны нарушения трудовой дисциплины, работодатель проводит дисциплинарное расследование, а затем принимает решение о применении того или иного взыскания.
Под дисциплинарным расследованием понимают деятельность администрации школы с целью выяснения обстоятельств нарушения работником трудовой дисциплины и выбора меры воздействия на него. Эти меры могут носить воспитательный и нормативный характер.
Так, исходя из норм трудового законодательства, дисциплинарное
расследование о нарушении работником норм профессионального поведения и (или) Устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него письменной жалобе. При этом копия жалобы обязательно передается нарушителю.
Ход дисциплинарного расследования в отношении учителя и принятые по его результатам решения не могут быть разглашены без его согласия, кроме случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся.
Трудовой кодекс РФ (ст. 192) предусматривает три вида дисциплинарных взысканий со стороны работодателя: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям.
При этом федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
Законодательство запрещает применение дисциплинарного взыскания, не предусмотренного федеральными законами, уставами и положениями.
Если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине учителя возложенных на него трудовых обязанностей продолжается, несмотря на то, что на него уже наложено дисциплинарное или общественное взыскание, то трудовым законодательством (ст. 81 п. 5 ТК РФ) допускается применение к такому учителю нового (другого) дисциплинарного или общественного взыскания, в том числе увольнения.
Увольнение учителя как мера дисциплинарного взыскания допускается не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка. При этом в исчислении срока применения взыскания не засчитывается время болезни учителя или время пребывания его в отпуске, а также время, необходимое на учет мнения профкома школы.
Увольнение как мера дисциплинарного взыскания может быть применена к педагогу в следующих случаях (в соответствии со ст. 81 п. 5, 6, 8, 11 ТК РФ):
— неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
— однократное грубое нарушение трудовых обязанностей:
а) прогул (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
б) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
в) разглашение охраняемой законом тайны, ставшей известной в связи с исполнением трудовых обязанностей;
г) совершение по месту работы растраты, хищения чужого имущества, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;
д) нарушение требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;
е) совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
ж) представление администрации школы подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора.
Порядок применения дисциплинарного взыскания оговорен в ст.193 ТКРФ. Правом наложения дисциплинарного взыскания на педагогического работника обладает руководитель образовательного учреждения или органы управления образованием.
1. Дисциплинарное взыскание применяется в течение одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни или нахождения учителя в отпуске.
Наложение дисциплинарного взыскания осуществляется не позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или финансово-хозяйственной деятельности — не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ст. 193 ТК РФ).
При наложении дисциплинарного взыскания обязательно учитываются тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.
2. До наложения взыскания от учителя — нарушителя трудовой дисциплины должно быть затребовано письменное объяснение совершенного проступка. При отказе дать объяснение администрация образовательного учреждения составляет соответствующий акт, который подписывает учитель, нарушивший трудовую дисциплину, или два свидетеля.
3. Приказ (распоряжение) администрации школы о применении к учителю дисциплинарного взыскания объявляется ему под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания.
На практике бывают ситуации, когда работник не согласен с решением администрации о вынесении ему дисциплинарного взыскания и отказывается подписывать такой приказ. Факт отказа от удостоверения работником данного документа своей подписью юридического значения не имеет и не влияет на действительность объявленного взыскания. В подобной ситуации отказ оформляется соответствующим актом.
4. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в комиссии по трудовым спорам, в государственной инспекции по труду либо в суде. Причем обжалование решения о привлечении к дисциплинарной ответственности является процедурой исправления возможных ошибок, допущенных при наложении дисциплинарного взыскания. Судебное обжалование, как правило, касается случаев увольнения работника.
В других случаях обжалование носит внесудебный характер.
5. Согласно правилам внутреннего распорядка, администрация образовательного учреждения вправе вместо применения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушении трудовой дисциплины учителем на рассмотрение трудового коллектива.
6. В трудовую книжку сведения о дисциплинарном взыскании не вносятся.
Администрация образовательного учреждения вправе требовать исполнения трудовой дисциплины учителем и при нарушениях ее применять к нему меры дисциплинарного воздействия. Однако трудовым законодательством предусмотрены определенные ограничения в процедуре дисциплинарных взысканий со стороны руководства:
— за каждый дисциплинарный проступок выносится только одно дисциплинарное взыскание;
— наличие дисциплинарного взыскания не запрещает администрации школы поощрять учителя до истечения срока действия дисциплинарного взыскания;
— без учета мотивированного мнения профкома образовательного учреждения администрация не может наложить дисциплинарное взыскание на нарушителя, избранного в состав профсоюзного органа и не освобожденного от производственной работы;
— дисциплинарное взыскание не налагается на учителя за отказ выхода на работу до окончания его отпуска.
Дисциплинарное взыскание сохраняет свою силу в течение одного года со дня его наложения на нарушителя. После этого срока взыскание теряет силу, если учителю другого взыскания за этот период не выносилось. Для снятия дисциплинарного взыскания приказа не издается.
Досрочное снятие взыскания производится приказом (распоряжением) администрации школы, как по инициативе руководителя образовательного учреждения, так и по просьбе самого нарушителя либо по ходатайству профкома школы.
Итак, дисциплинарная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности — уголовной, административной, материальной. Это выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителя трудовой дисциплины, отрицательной оценке его поведения и наступления для него неблагоприятных последствий. Дисциплинарной ответственности присущ особый процессуальный порядок применения, основой которого являются отношения подчиненности между учителем и администрацией школы.
Общая цель, которую преследуют все виды правовой ответственности, воспитание правонарушителей и предупреждение правонарушений.
Вопросы и задания:
Охарактеризуйте правовое регулирование дисциплины труда.
Что такое дисциплинарная ответственность?
За какие проступки педагог может получить дисциплинарное взыскание?
Какие виды дисциплинарных взысканий вы знаете?
Какова процедура наложения дисциплинарного взыскания?
В каких случаях может быть применено увольнение в качестве дисциплинарного взыскания?
ДОКЛАД «Дисциплинарные взыскания учащихся»
В педагогике дисциплина является качественной характеристикой порядка, организованности. Под школьной дисциплиной понимают соблюдение учащимися правил поведения в школе и вне ее, четкое и организованное исполнение ими своих обязанностей в соответствии с уставом школы.
Правовой нормы в отечественном законодательстве в отношении дисциплины труда учащегося пока не существует. При рассмотрении проблем соблюдения учащимися дисциплины опираются на локальные акты образовательного учреждения.
Ответственность учащихся за соблюдение дисциплины возникает при совершении ими дисциплинарных проступков. К ним относят: нарушение устава образовательного учреждения, хулиганство, жульничество, неуважительное отношение к взрослым, приводящее к неисполнению или ненадлежащему исполнению требований, предъявляемых к обучающимся.
Следует отличать недисциплинарные поступки от дисциплинарных проступков. Последние как раз квалифицируются как правонарушения и являются предметом правового регулирования. В соответствии с законодательством об образовании юридическая ответственность обучающихся наступает в случае противоправных действий, грубого и неоднократного нарушения Устава учреждения.
Действия, которые порождают дисциплинарную ответственность обучающихся, а также виды дисциплинарных взысканий должны быть включены в устав учреждения.
Заметим, что ряд дисциплинарных поступков проявляются в недисциплинированности обучающихся. Недисциплинированность бывает двух видов: злостной (не ситуативна и имеет стереотипный характер) и незлостной (проявляется в озорстве, шалости). Недисциплинированность может быть представлена в таких формах, как грубость, дерзость, несдержанность.
Федеральным законодательством за дисциплинарный проступок учащегося предусмотрено только одно взыскание: отчисление из учебного заведения за совершение противоправных действий. Для правонарушителей в этой ситуации действует следующий порядок отчисления: если учащийся достиг 14 лет, то отчисление за совершение дисциплинарного проступка проводится с согласия органа управления образованием, которому подчиняется данное образовательное учреждение. Если учащийся не достиг 14 лет, то отчисление возможно только при согласии на это его родителей.
За нарушение устава образовательного учреждения наступает дисциплинарная ответственность, регулируемая законом РФ «Об образовании», правилами внутреннего распорядка, уставом образовательного учреждения. Мерой дисциплинарного взыскания может служить отчисление учащегося в соответствии с решением органа управления образования. Это дисциплинарное взыскание применяется за совершение противоправных действий учеником, грубое неоднократное нарушение устава учреждения, если ему исполнилось 14 лет. Если же правонарушителем является лицо, не достигшее 14 лет, то его отчисление из учебного заведения возможно только с согласия родителей и комиссии по делам несовершеннолетних. Помимо этого к дисциплинарным взысканиям относят: замечание учащемуся, выговор, строгий выговор с занесением в личное дело и другие меры, которые должны быть отражены в уставе образовательного учреждения.
За причинение вреда имуществу образовательного учреждения возникает юридическая ответственность, регулируемая гражданским законодательством. Ст.1078 определяет, что причинитель вреда не освобождается от ответственности, если сам привел себя в состояние, в котором он не мог понимать своих действий. Ст.1064 ГК РФ определяет, что вред возмещается родителями (законными представителями) если вина обучающегося, которому еще не исполнилось 14 лет доказана.
Если учащийся в общественных местах (например, в образовательном учреждении) совершает мелкое хулиганство (например, нецензурная брань, оскорбительное приставание), либо распивает спиртные напитки, то в этом случае возникает административная ответственность, регулируемая нормами административного права.
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся (федеральный закон «Об образовании)
3. Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.
8. По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.
9. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
10. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.
11. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 15 марта 2013 г. N 185 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ К ОБУЧАЮЩИМСЯ И СНЯТИЯ С ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕР ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ
В соответствии с частью 12 статьи 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 15 марта 2013 г. N 185
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ К ОБУЧАЮЩИМСЯ И СНЯТИЯ С ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕР ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ
1. Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания определяет правила применения к обучающимся и снятия с обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, мер дисциплинарного взыскания.
2. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся:
по образовательным программам дошкольного и начального общего образования;
с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости) .
Часть 5 статьи 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
3. Меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.
4. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:
отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. К обучающимся специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа применяются меры взыскания, установленные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
6. За каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания.
При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность.
7. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
Часть 6 статьи 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
8. До применения меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение обучающимся не представлено, то составляется соответствующий акт.
Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания.
9. Мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия обучающегося, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, а также времени, необходимого на учет мнения советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность, но не более семи учебных дней со дня представления руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность, мотивированного мнения указанных советов и органов в письменной форме.
10. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как мера дисциплинарного взыскания допускается за неоднократное совершение дисциплинарных проступков. Указанная мера дисциплинарного взыскания применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Отчисление несовершеннолетнего обучающегося как мера дисциплинарного взыскания не применяется, если сроки ранее примененных к обучающемуся мер дисциплинарного взыскания истекли и (или) меры дисциплинарного взыскания сняты в установленном порядке.
11. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении обучающихся — детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
12. Об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним общего образования.
13. Применение к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, который доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под роспись в течение трех учебных дней со дня его издания, не считая времени отсутствия обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Отказ обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись оформляется соответствующим актом.
14. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.
15. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
17. Если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, то он считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания.
Руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, до истечения года со дня применения меры дисциплинарного взыскания имеет право снять ее с обучающегося по собственной инициативе, просьбе самого обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, ходатайству советов обучающихся, представительных органов обучающихся или советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Ответственность педагогических работников.Дисциплинарная и материальная ответственность. Реферат
Важным фактором эффективности правовых норм, регулирующих дисциплину труда и ответственность за ее исполнение, является умелое и квалифицированное применение норм трудового права о дисциплинарной ответственности (как общей, так и специальной). Практика убеждает, что при правильном и законном использовании указанного законодательства такие нормы положительно влияют на поведение работников в процессе труда, укрепление трудовой дисциплины и, в конечном счете, на общее состояние правопорядка у данного работодателя. Поэтому привлечение работника к дисциплинарной ответственности должно осуществляться работодателем в строгом соответствии с общими правилами дисциплинарного производства.
Согласно ст. 192 Трудового кодекса (далее — ТК РФ) за совершение дисциплинарного проступка (неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей) работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Для педагогических работников образовательных учреждений установлены специфические основания привлечения к дисциплинарной ответственности: грубое нарушение устава образовательного учреждения, а также применение (в том числе однократное) методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
Сначала рассмотрим, за какие проступки любой работодатель (в том числе и руководитель образовательного учреждения) может наложить взыскание, в какие сроки необходимо применить дисциплинарные меры воздействия, каков порядок наложения взыскания.
Статья 21 Трудового кодекса устанавливает основные трудовые обязанности
работника:
— добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
— соблюдать трудовую дисциплину;
— выполнять установленные нормы труда;
— соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
— бережно относиться к имуществу работодателя, третьих лиц, находящемуся у работодателя и других работников;
— незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества 1 .Должностные обязанности прописываются в трудовом договоре и должностной инструкции. Наказать сотрудника можно только за неисполнение прямых трудовых обязанностей и несоблюдение трудовой дисциплины. Например, медицинский работник образовательного учреждения не обязан заниматься отправкой писем, если это не закреплено в трудовом договоре или должностной инструкции. Привлечь его к дисциплинарной ответственности за отказ заниматься отправкой писем нельзя, а вот, например, за периодические опоздания — можно.
Получается, что для наложения дисциплинарного взыскания работодатель должен определить, нарушил ли работник должностные обязанности или дисциплину труда. С должностными обязанностями все ясно, а что понимать под дисциплиной труда? На этот вопрос отвечает ст. 189 ТК РФ: под дисциплиной труда понимается обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором 2 . Обычно в организациях правила поведения закреплены в локальном нормативном акте — правилах внутреннего трудового распорядка. Они, в соответствии со ст. 190 ТК РФ, должны быть разработаны и утверждены руководителем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. Если в организации отсутствует представительный орган, то под грифом утверждения или в конце документа рекомендуем произвести следующую запись: «Представительного органа работников на момент утверждения правил внутреннего распорядка не создано». Итак, перечислим обстоятельства, позволяющие квалифицировать проступок работника как дисциплинарный:
— невыполнение действий, установленных должностной инструкцией, а равно совершение действий, не предусмотренных ею, или нарушение локальных нормативных актов организации (например, работодателю при возникновении спора о правомерности применения дисциплинарного взыскания необходимо будет доказать, что работник совершил действия, запрещенные ему должностными обязанностями, или не совершил тех действий, которые должен был совершить в соответствии с трудовым договором или должностной инструкцией);
Ι.Понятие дисциплинарной и материальной ответственности педагогического работника
1.1 Понятие трудовой дисциплины, методы ее обеспечения
Дисциплиной труда называется установленный в данной общественной организации труда порядок поведения в совместном труде и ответственность за его нарушение. При заключении трудового договора работник знает, что он в процессе труда обязан подчиняться единоначальнику на производстве все время действия его трудового договора. Это второй аспект понятия дисциплины труда как необходимый элемент трудового правоотношения работника. Третий аспект понятия трудовой дисциплины как реализация основного принципа трудового права:
–обеспечение исполнения обязанности работника добросовестно трудиться в избранной сфере деятельности
–соблюдать дисциплину труда. И, наконец, четвертый аспект дисциплины труда
–это соответствующий институт трудового права, т.е. система правовых норм, регулирующих внутренний трудовой распорядок, предусматривающий обязанности работника и работодателя (его администрации), меры поощрения за успехи в труде, порядок их применения, виды и меры ответственности за нарушение дисциплины груда и порядок их применения, что соответствует разделу VIII ТК РФ(ст. 189–195).
Методы обеспечения трудовой дисциплины необходимы для создания организационных и экономических условий для высокопроизводительной работы. Следующие три метода взаимосвязаны: сознательное отношение к труду, методы убеждения, воспитания и поощрение за добросовестный труд, а для нерадивых, недобросовестных работников
–применение в необходимых случаях мер дисциплинарного и общественного воздействия.
Создание необходимых организационных и экономических условий для ысокопроизводительной работы возложено на работодателя, который обязан обеспечить нормальные для этого условия труда. Понятие дисциплинарной ответственности педагогических работников .Для педагогических работников образовательных учреждений грубое нарушение устава образовательного учреждения, а также применение (в том числе однократное) методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося. К педагогическим работникам могут быть применены все предусмотренные трудовым законодательством виды дисциплинарных взысканий. При этом перечень оснований увольнения, которое производится по инициативе работодателя в качестве меры дисциплинарного взыскания, по отношению к преподавателям расширен. В качестве одного из дополнительных оснований увольнения педагогических работников предусматривает повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения. Устав образовательного учреждения определенного типа и вида разрабатывается на основе соответствующего типового положения и утверждается учредителем.
Устав, как правило, называет обязанность педагогического работника соблюдать нормы различных локальных нормативных актов образовательного учреждения, например правил внутреннего распорядка. Нарушение их (систематические опоздания педагогического работника без уважительных причин к началу занятий, рабочей смены, пропуски педагогических, методических советов, в которых он должен принимать участие, неисполнение решений педагогических советов и т.д.) также может быть отнесено к грубым нарушениям устава.
Виды дисциплинарных взысканий
За совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий:
1.замечание (делаетсявустнойформе; 2.выговор ; 3.увольнение по соответствующим основаниям.
Меры взыскания можно применять не только в той последовательности, в какой они указаны в ТКРФ. Поэтому с учетом тяжести совершенного проступка, его последствий, личности нарушителя и т.п. работодатель может сразу объявить работнику выговор (а не замечание) или даже уволить его (при наличии достаточных оснований). Но за каждое нарушение можно применить только одно взыскание(ст. 193 ТК РФ), т.е. за отсутствие на работе более четырех часов к работнику нельзя одновременно применить и выговор, и увольнение.
Понятие материальной ответственности.
Материальная ответственность в сфере труда представляет собой обязанность одной стороны трудового договора, виновной в причинении ущерба другой стороне, возместить его в размере и порядке, предусмотренных трудовым законодательством. Различают:
Коллективная ответственность—форма ответственности, когда за деяния, совершаемые одним или несколькими членами группы (семьи, рода, хозяйственной организации, трудового коллектива, воинского подразделения, класса или группы в учебном заведении, жителей одного населѐнного пункта и так далее) несѐт ответственность вся эта группа целиком. Работодатель всегда несет полную материальную ответственность, а работник в определенных законом случаях несет полную материальную ответственность, а в остальных —ограниченную.Основания и условия привлечения работника к материальной ответственности. Основанием привлечения работника к материальной ответственности является состав так называемого материального правонарушения, в который входят:-наличие прямого действительного ущерба;
-противоправность поведения работника (действия или бездействия);
-причинная связь между противоправным поведением работника и наступлением ущерба;
-вина работника. Эти обстоятельства во всех случаях привлечения работника к материальной ответственности должен доказать работодатель. Согласно ч. 2 ст. 238 ТК РФ под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества или на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Противоправность поведения означает, что ущерб причинен в результате неисполнения или недобросовестного исполнения работником возложенных на него трудовых обязанностей. Обязательным условием привлечения работника к материальной ответственности является его вина в совершении противоправного действия (бездействия), повлекшего причинение материального ущерба работодателю или третьим лицам. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Для увольнения педагогического работника по п. 1 ст. 336 ТК РФ (повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения) обязательно наличие такого условия, как повторность в течение года (с момента совершения предыдущего нарушения). Поэтому в приказе о прекращении трудового договора должны содержаться ссылки на документы, оформляющие результаты дисциплинарного расследования. Причем желательно указать реквизиты документов, которыми подтверждается повторность нарушения (т.е. указать реквизиты документов, составленных по результатам ранее совершенного (в течение года) нарушения).
Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.
Особым основанием увольнения педагогического работника может служить применение, в т.ч. однократное, методов обучения, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.
Физическое или психическое насилие представляет собой умышленное причинение обучающемуся, воспитаннику физических или нравственных страданий с целью наказания или принуждения к совершению каких-либо действий.
Физическое насилие — это принудительное физическое воздействие на организм обучающегося, воспитанника, которое может выражаться в нанесении ударов, побоях, в совершении иных действий, причиняющих физическую боль, в причинении телесных повреждений различной степени тяжести, в принудительной изоляции обучающегося, воспитан-
ника и т. п.
Факт применения физического насилия может быть установлен не только по внешним признакам (наличие на теле обучающегося кровоподтеков, синяков, ссадин и др.), но и по состоянию психики лица, подвергшегося физическому насилию.
Психическое насилие — это негативное воздействие на психику обучающегося, воспитанника, причиняющее ему нравственные страдания. Формами психического насилия
являются:
— угрозы в адрес обучающегося, воспитанника (в том числе угроза ударить, выгнать из образовательного учреждения и т.д.);
— преднамеренная изоляция обучающегося, воспитанника;
— предъявление к обучающемуся, воспитаннику чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
— оскорбление и унижение достоинства;
— систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия (высмеивание поведения ребенка перед всем классом, группой учащихся, воспитанников, распространение о нем негативных слухов и т.д.);
— постоянная негативная характеристика обучающегося, воспитанника;
— демонстративное негативное отношение к обучающемуся, воспитаннику и т.д.;
— принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к участию в деятельности этих организаций и агитационных кампаниях, политических акциях 3 .
Подтвердить факт применения физического и (или) психического насилия можно при помощи медицинского заключения, свидетельских показаний и др. В качестве свидетелей могут выступать дети, которые находились во время совершения акта физического и (или) психического насилия в классе или в группе. Поэтому суды обращают особое внимание на конкретность, последовательность и согласованность показаний свидетелей, а также на возможность подтвердить данные показания косвенными доказательствами 4 .
Следует обратить особое внимание на то, что в соответствии с п. 2 ст. 55 Закона № 3266-1 5 дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. В случае нарушения этих требований законодательства наложение дисциплинарного взыскания может быть признано незаконным.
Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 07.07.2004 № 33-2309 отменено решение суда в отношении Ш., который 25.03.2004 был уволен по инициативе администрации по п. 2 ст. 336 ТК РФ за применение методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося. Истец отрицал факт физического насилия, а удаление с урока не может расцениваться как психическое насилие.
Суд указал, что, как видно из материалов дела, жалобы на истца от учащихся не поступали, копии истцу не вручались. Проведение дисциплинарного расследования было назначено, однако результатов его в деле нет.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 18.08.2004 № 33-2831 отменено решение об увольнении педагогического работника. Верховный Суд указал, что орган, рассматривающий трудовой спор, должен проверить соответствие наложенного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка.
Работодатель вправе уволить работника, выполняющего воспитательные функции, за аморальный проступок, несовместимый с продолжением данной работы.
Следует обратить внимание, что согласно п. 46 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 по указанному основанию допускается увольнение только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью (например, учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей, узких специалистов детских учреждений), и независимо от того, где совершен аморальный проступок: по месту работы
или в быту.
Трудовое законодательство не содержит легального толкования понятия «аморальный проступок». В словарях термин «аморальный» рассматривается как противоречащий морали, безнравственный 6 . Согласно Толковому словарю Ушакова «аморальный» (от греч. отриц. — a и латин. moralis – «нравственный») означает: не принимающий во внимание морали, не считающийся с нравственными нормами, не имеющий правил нравственности, безнравственный
Таким образом, аморальным проступком следует считать виновное деяние (как действие, так и бездействие), грубо нарушающее нормы морали. В этом смысле аморальный проступок следует отличать от нарушений правил корпоративной этики.
Аморальным считается проступок, противоречащий общепринятым нормам и правилам (появление в общественных местах в нетрезвом состоянии, нецензурная брань, драка, поведение, унижающее человеческое достоинство, и т.д.).
При принятии решения об увольнении работника за совершение аморального проступка работодателю, прежде всего, следует внимательно проанализировать должностную инструкцию увольняемого работника для обоснования того, что им действительно выполнялись воспитательные функции. На практике существуют примеры, когда работник, осуществляющий обучение другого лица или лиц, тем не менее не выполняет воспитательных функций. Так, например, суд восстановил на работе А. Ю. Меркулова, уволенного по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, который работал в ООО «Светофор» в должности мастера производственного обучения. При этом суд указал, что истец не выполняет воспитательных функций в силу особенностей выполняемой работы (обучение вождению автомобиля) 7 .
Суды относят к аморальным проступкам различные действия. Некоторые из них могут являться административными правонарушениями или преступлениями. Но для расторжения трудового договора по рассматриваемому основанию не имеет значения, влечет ли аморальный проступок уголовную или административную ответственность.
Пример из судебной практики. Преподавать высшего учебного заведения был уволен по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за получение вознаграждений от студентов, не сдавших вовремя и не защитивших курсовые работы.
При решении вопроса об увольнении ректор вуза располагал достоверными данными, подтверждающими совершение преподавателем этого аморального проступка. В распоряжении ректора были объяснительные записки студентов, подтверждавшие факты передачи преподавателю денег за курсовые проекты.
Было проведено служебное расследование, показавшее: курсовые работы, за которые по утверждению студентов преподаватель получил деньги, вопреки внутренним документам вуза на кафедре не регистрировались и не хранились.
Учитывая изложенное, суд подтвердил правомерность расторжения трудового договора по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. По мнению суда, при решении вопроса о применении к преподавателю дисциплинарного взыскания в виде увольнения работодатель обоснованно учел тяжесть совершенного истцом аморального проступка, который дискредитирует не только звание преподавателя, но и имидж учебного заведения 8 .
Ярославский областной суд счел аморальным проступком публичное оскорбление коллег по работе нецензурной бранью 9 .
Рассмотрим типичные аморальные проступки, за совершение которых с работником может быть расторгнут трудовой договор.
Наиболее часто увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ следует за применение к обучающимся или иным лицам (родителям воспитуемых, коллегам и т.п.) физического насилия, оскорблений. В данном случае важно тщательно зафиксировать факт совершения конкретного аморального проступка. Не могут быть поводом для увольнения, например, жалобы, что работник «ведет себя некорректно», «допускает оскорбительные высказывания» и т.п. Необходимо точно и четко указать, какое именно оскорбление, когда и при каких обстоятельствах имело место. С другой стороны, сложившаяся судебная практика исходит из того, что аморальным проступком является не только оскорбление, нецензурная брань, но и любое действие, унижающее достоинство воспитуемого.
М. В. Колесник была уволена по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы. Полагая произведенное увольнение незаконным, М. В. Колесник обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском. В обоснование своих требований истица указывала, что увольнение произведено работодателем с нарушением действующего законодательства, поскольку факт совершения аморального проступка не установлен, а аудиозапись, положенная работодателем в основу увольнения, не доказывает совершения ею безнравственных или аморальных действий.
Представитель ответчика указывал, что аморальность проступка истицы заключалась в ее грубых, унизительных высказываниях в адрес учащихся и коллег по работе в присутствии других учащихся и взрослых в различные периоды времени исполнения истицей своих профессиональных обязанностей. Аморальность высказываний состояла в том, что в них подчеркивались ограниченные возможности учащихся, при детях обсуждались их родители, игнорировались физиологические потребности ученика.
Истица не оспаривала свой голос на аудиозаписи, но полагала, что ее высказывания не носили оскорбительного или аморального характера, сама аудиозапись составлена таким образом, что не позволяет определить, когда, в связи с чем и в каком контексте эти высказывания имели место. Данная правовая позиция подтверждается показаниями свидетеля И., пояснившего, что указанная запись скомпонована им из разных записей происходящих в школе событий, произведенных в период времени с апреля по май 2011 г., из частей различных высказываний, выбранных свидетелем по своему усмотрению в различный период времени.
Суд удовлетворил исковые требования, поскольку ответчиком не были представлены доказательства совершения конкретного аморального проступка М. В. Колесник.
Безусловно, аморальным проступком являются сексуальные домогательства по отношению к воспитуемым. При этом если в действиях такого работника содержится понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей), то возможно привлечение его к уголовной ответственности в соответствии со ст. 133 УК РФ. Так, Верховным Судом РФ рассматривалось дело по иску И. к Каякентской средней школе № 1 о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда 10 . Приказом директора школы он был уволен с работы за совершение аморального проступка. В отношении И. было возбуждено уголовное дело по ст. 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера). И. обратился в суд, ссылаясь на то, что аморального проступка не совершал, увольнение явилось следствием его отказа проголосовать на выборах главы администрации Каякентского района за родственника директора школы. По уголовному делу приговором суда он оправдан.
Решения по данному делу неоднократно пересматривались различными судебными инстанциями. Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала, что сам по себе факт вынесения оправдательного приговора в отношении истца по ст. 133 УК РФ не является доказательством того, что им не совершались аморальные действия, которые послужили основанием для расторжения с ним трудового договора. Суд первой инстанции установил, что И., пригласив учениц на дополнительные занятия, «наступал на их ноги, гладил их спины, ощупывал различные части тела, встав сзади них, прижимал их к столу». Такое поведение И., работа которого непосредственно связана с воспитанием детей, является аморальным, несовместимым с продолжением воспитательной деятельности 11 .
Аморальным следует считать получение, а тем более вымогательство каких-либо имущественных ценностей или неимущественных выгод за выполнение работником своих профессиональных обязанностей 12 .
Аморальный проступок, не связанный с работой, может являться основанием увольнения работника, выполняющего воспитательные функции, если он грубо нарушает общественные моральные нормы. Например, к таким проступкам можно отнести хулиганство в общественных местах.
Вместе с тем это не означает, что педагогический работник не вправе посетить ресторан или кафе. Речь идет только о тех случаях, когда работник, выполняющий воспитательные функции, находится в общественном месте в состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
1.2.Полная или ограниченная материальная ответственность работников учреждений дошкольного образования.
Материальная ответственность -это обязанность работника нести ответственность перед ДОУ за совершение виновного противоправного поведения (действия или бездействия), в результате которого был причинен ущерб имуществу ДОУ, и возместить этот ущерб в установленном порядке. Материальная ответственность бывает двух видов: полная и ограниченная.
Полная материальная ответственность состоит в его обязанности возмещать причиненный ДОУ прямой действительный ущерб в полном размере.
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях-недостачи ценностей, вверенных ему на основании договора или полученных им по разовому документу;-умышленного причинения ущерба;
-причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
-причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
-причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
-причинения ущерба при неисполнении работником трудовых обязанностей. Ограниченная ответственность возможна при наличии двух условий:
-если ущерб причинен работником при исполнении трудовых обязанностей;
-если ущерб причинен по неосторожности (небрежности)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф.
2. Об образовании: федеральный закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф.
3. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф.
4. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2.
5. Определение Верховного Суда РФ от 11.11.2008 № 20-впр05-35 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 10.
6. Определение Президиума от 08.01.2009 № 44-г-6 // СПС КонсультантПлюс.
Версия Проф.
7. Решение Костромского районного суда от 19.05.2009, Определение Костромского областного суда от 27.06.2009 № 33-592 // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф.
8. Азаров Г. П. Трудовая дисциплина и ее правовое регулирование / Г. П. Азаров // СПС КонсультантПлюс. 2010.
9. Александров И. А. Увольнение работника: порядок и документальное оформление. / И. А. Александров — М. : Налоговый вестник, 2009. 320 с.
10. Вифлеемский А. Б. Специфические основания привлечения к дисциплинарной ответственности педагогических работников / А. Б. Вифлеемский // Отдел кадров бюджетного учреждения. 2009. № 6. // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф.
11. Головина С. Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников / С. Ю. Головина. — М. : Дело, 2009. — 256 c.
12. Карсетская Е. В. Правовой справочник кадровика / Е. В. Карсетская. — М. : Налоговый вестник, 2012. — 288 с.
13. Кирилловых А. А. Регулирование труда в высшем учебном заведении / А. А. Кирилловых. — М. : Юстицинформ, 2009. 184 с.
14. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / под общ. ред. В. И. Шкатуллы. 6-е изд., перераб. — М: Норма, 2009. — 1104 с.
15. Коссов И. А. Юридические требования к документационному оформлению увольнения как дисциплинарного взыскания / И. А. Коссов // Делопроизводство. 2012. № 2.
С. 87 — 96.
16. Куревина Л. В. Особенности педагогической деятельности / Л. В. Куревина // Отдел кадров коммерческой организации. 2011. № 10. С. 14 — 24.
17. Куревина Л. В. Привлекаем к дисциплинарной ответственности, не совершая ошибок / Л. В. Куревина // Отдел кадров коммерческой организации, 2009, № 4. С. 34-38.
18. Ладнова Е. С. Прием и увольнение работников / Е. С. Ладнова. — М. : ГроссМедиа, РОСБУХ, 2012. — 244 с.
19. Межуева Т. Н. Справочник кадрового специалиста: особые условия труда / Т. Н. Межуева. — М. : ГроссМедиа, РОСБУХ, 2012. — 244 с.
20. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М. : ИТИ Технологии, 2009. — 944 с.
21. Пластинина Н. Увольнение неугодного учителя / Н. Пластинина // Кадровик.ру. 2012. № 11. С. 20 — 32.
22. Пресняков М. Расторжение трудового договора в связи с совершением аморального проступка / М. Пресняков // Трудовое право. 2012. № 11. С. 9 — 39.
23. Семенихин В. В. Трудовой договор и трудовые отношения. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. 576 с.
24. Танонова Е. П. Работник снова не исполнил свои обязанности? Увольняем! / Е. П. Танонова // Отдел кадров коммерческой организации. 2010. № 2. С. 38 — 48.
25. Шилов И. Д. Увольнение за дисциплинарный проступок / И. Д. Шилов // Практическая бухгалтерия. 2012. № 9. С. 52 — 55.
1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СПС консультантплюс. Версия Проф.
2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СПС консультантплюс. Версия Проф.
3 Вифлеемский А. Б. Специфические основания привлечения к дисциплинарной ответственности педагогических работников / А. Б. Вифлеемский // Отдел кадров бюджетного учреждения. 2009. № 6.
5 Об образовании: федеральный закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф.
6 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М., 2009. С. 23.
7 Пресняков М. Расторжение трудового договора в связи с совершением аморального проступка / М. Пресняков // Трудовое право. 2012. № 11. С. 9 — 39.
8 Решение Костромского районного суда от 19.05.2009, Определение Костромского областного суда от 27.06.2009 № 33-592 // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф.
9 Определение Президиума от 08.01.2009 № 44-г-6 // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф.
10 Определение Верховного Суда РФ от 11.11.2008 № 20-впр05-35 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 10. // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф.
11 Пресняков М. Расторжение трудового договора в связи с совершением аморального проступка / М. Пресняков // Трудовое право. 2012. № 11. С. 19.