Анкеты: «Профилактика жестокого обращения дома и в школе»
материал на тему
Анкеты с целью выявления и профилактики жестокого обращения с обучающимися дома и в образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ankety.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Комфортно ли тебе дома?
1.Тебе нравится проводить свободное время дома?
2.Ты часто грустишь?
3. Что может быть причиной твоей грусти?
4.Если тебе грустно, ты можешь кому- нибудь об этом рассказать?
5.Родители часто хвалят тебя за твои успехи?
6.Бывает ли, что родители ругают тебя за твои ошибки, неудачи?
7.Ты боишься говорить родителям, что ты получил плохую отметку?
8. Тебя наказывают за плохие результаты в школе?
9. Могут ли родители, если ты провинился , накричать на тебя, ударить?
10. Можешь ли ты обмануть своих родителей, боясь наказания?
11.С какой интонацией чаще всего разговаривают с тобой родители:
Комфортно ли тебе в школе?
1.Нравится ли тебе учиться в школе?
2.Тебе страшно, если ты получаешь плохую отметку?
3.Чего ты боишься, если у тебя случаются неудачи в школе?
4.Тебе бывает страшно на уроках?
5.В каких случаях с тобой такое происходит?
6. Часто ли тебя ругает
7. Может ли тебя ударить
8. Кто тебя чаще обижает, взрослые или сверстники?
9.Любишь ли ты оставаться в школе после уроков во второй половине дня? Почему?
10. Слышишь ли ты обидные слова в свой адрес
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.
К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших у.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ С РЕБЕНКОМ: ШКОЛА, СЕМЬЯ, ЗАКОН
Информация для родителей.
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях.
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях.
Профилактическая деятельность школы по предупреждению жестокого обращения с детьми в семье
Родтельское собрание «Профилактическая деятельность школы по предупреждению жестокого обращения в семье».
Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми
Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи.
Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.
Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о.
Выявление жестокого обращения с детьми в семье (консультация для педагогов)
консультация на тему
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.
Внешний вид:
— множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);
— задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей);
— признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Основные типы травм:
На теле – синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера.
На голове – ретинальные геморрагии (кровоизлияния в глазное яблоко), участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.
Особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется ретинальными геморрагиями и субдуральными гематомами (кровоизлияния под оболочки головного мозга) без наружных признаков повреждений. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие.
Возраст 0 — 6 мес.:
— малоподвижность;
— безразличие к окружающему миру;
— отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;
— редкая улыбка в возрасте 3-6 мес.
Возраст 6 мес. – 1.5 года:
— боязнь родителей;
— боязнь физического контакта со взрослыми;
— постоянная беспричинная настороженность;
— плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;
— испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.
Возраст 1,5 – 3 года:
— боязнь взрослых;
— редкие проявления радости, плаксивость;
— реакция испуга на плач других детей;
— крайности в поведении – от чрезмерной агрессии до безучастности.
Возраст 3 года – 6 лет:
— примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
— пассивная реакция на боль;
— болезненное отношение к замечаниям, критике;
— заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
— псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
— негативизм, агрессивность;
— лживость, воровство;
— жестокость по отношению к животным;
— склонность к поджогам;
Младший школьный возраст:
— стремление скрыть причину повреждений и травм;
— одиночество, отсутствие друзей;
— боязнь идти домой после школы.
Подростковый возраст:
— побеги из дома;
— суицидальные попытки (попытки самоубийства);
— делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;
— употребление алкоголя, наркотиков.
Особенности поведения родителей или попечителей , позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:
— противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;
— позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
— обвинение в травмах самого ребенка;
— неадекватность реакций родителей на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению;
— отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
— невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
— обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
— рассказы о том, как их наказывали в детстве;
— признаки психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).
- Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий. Назовем их:
— мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;
— введение для стимуляции предметов во влагалище, анус;
— сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;
— несоответствующие возрасту ребенка домогательства, демонстрация эротических материалов с целью стимуляции ребенка;
— мастурбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;
— эксгибиционизм – демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц перед ребенком;
— вуаеризм – подглядывание за ребенком в момент купания, переодевания или пребывания в туалете, а также принуждение ребенка к раздеванию.
Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
а) не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
б) не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
Особенности внешнего вида ребенка , характер травм и заболевания, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:
— повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;
— расширение ануса;
— следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;
— заболевания, передающиеся половым путем;
— беременность;
— повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;
— резкие изменения веса (потеря или прибавление);
— вагинальные кровотечения;
— психосоматические расстройства.
Особенности психического состояния и поведения детей , позволяющие заподозрить сексуальное насилие.
Дети дошкольного возраста:
— ночные кошмары;
— страхи;
регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для младшего возраста);
— несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
— открытая мастурбация;
— несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
— беспричинные нервно-психические расстройства.
Дети младшего дошкольного возраста:
— низкая успеваемость;
— замкнутость, стремление к уединению;
— изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);
— ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
— несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
— стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.
Дети старшего школьного возраста, подростки:
— депрессия;
— побеги из дома или институциональных учреждений;
— низкая самооценка;
— угрозы или попытки самоубийства;
— сексуализированное поведение;
— употребление наркотиков или алкоголя;
— проституция или беспорядочные половые связи;
— жалобы на боли в животе.
- Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся:
— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
— оскорбление и унижение его достоинства;
— угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
— преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
— предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
— ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
— однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Особенности психического состояния и физического развития , позволяющие заподозрить — эмоциональное насилие:
— задержка физического и умственного развития;
— нервный тик;
— энурез
— печальный вид;
— различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
Особенности поведения ребенка , позволяющие заподозрить психическое насилие:
— беспокойство или тревожность;
— нарушение сна;
— длительно сохраняющееся подавленное состояние;
— агрессивность;
— склонность к уединению;
— чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение;
— угрозы или попытки самоубийства;
— неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
— плохая успеваемость;
— низкая самооценка;
— нарушение аппетита.
Особенности поведения взрослых , позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:
— нежелание утешить ребенка, который, действительно, в этом нуждается;
— оскорбление, брань, обвинение или публичное оскорбление ребенка;
— постоянное сверхкритичное отношение к нему;
— негативная характеристика ребенка;
— отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;
— перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
— открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
- Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка:
— отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
— отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
— нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.
Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.
Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.
Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
— утомленный, сонный вид, опухшие веки;
— санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
— низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, — во время пребывания в больнице или приюте);
— — задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
— задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;
— выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание, характерные для грудных детей;
— частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;
— многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;
— повторные повреждения от случайных травм или отравлений.
Особенности психического состояния и поведения ребенка , позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:
— постоянный голод и/или жажда;
— кража пищи;
— стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе — внимание взрослых;
— требование ласки и внимания;
— подавленное настроение, апатия;
— пассивность;
— агрессивность и импульсивность;
— деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
— неумение общаться с людьми, дружить;
— неразборчивое дружелюбие;
— регрессивное поведение;
— мастурбация;
— трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
— низкая самооценка.
Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях.
Различные формы насилия по отношению к детям могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в ней эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.
Социальные проблемы семьи.
Факторами риска считаются:
— неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;
— семьи с приемными детьми;
— наличие в семье больного алкоголизма или наркоманией;
— социальная изоляция семьи, специфические культурные или религиозные факторы;
— стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
— использование физического и психического насилия в качестве наказания;
— юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
— низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
— статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.
Состояние здоровья и поведение родителей, других членов семьи:
— психические заболевания (психоз, депрессия);
— критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);
— умственная отсталость;
— недостаточный самоконтроль или импульсивность;
-наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми, инцесты, привлечение к уголовной ответственности за половые преступления;
— родители в детстве сами подвергались жесткому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.
Факторы риска, характеризующие особенности детей – жертв насилия:
— нежеланный ребенок;
— наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
— низкая м асса тела при рождении, недоношенность;
— врожденные уродства;
-нелюбимый ребенок в семье;
— сходство с нелюбимым родственником;
— нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;
— «трудный» ребенок;
— высокоодаренный или талантливый ребенок.
Однако сексуальное насилие и психическое (эмоциональнее) распознаются чрезвычайно трудно. Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением.
Родительское собрание «Как уберечь ребенка от насилия»
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит душу и тело, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни:
- Выучите с ребенком номера телефонов служб спасения в трудной жизненной ситуации.
- Выучите с ним ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
- Учите его рассказывать вам вечером не только о своих достижениях, но и о тревогах, страхах, сомнениях.
- Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
- Обсуждайте с ним примеры находчивости и мужества детей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
- Не иронизируйте, если ребенок в какой-то ситуации оказался слаб физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
- Если проблемы связаны с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь результатами занятий.
- Если взрослые люди из числа ваших знакомых и друзей вызывают опасения у вас в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не стесняйтесь разорвать с ними отношения.
- Постарайтесь удовлетворить любознательность и любопытство, предупреждая его вопросы заранее, а не после того, как он получил информацию из третьих рук.
- Постарайтесь сделать так, что ребенок с раннего детства усвоил, что ему разрешается и то, на что налагается абсолютный запрет.
- Учите ребенка предполагать последствия своих поступков. Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: а что будет, если…
- Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, будто он совершил нечто ужасное, после чего жизнь невозможна.
- Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
- Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.
- Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует комплекс «белой вороны».
- Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.
- Если есть в этом необходимость, пройдите вместе с ним курс психологической реабилитации.
- Постарайтесь переключить внимание ребенка с пережитой им ситуации на новые занятия или увлечения.
- Ни в коем случае никогда не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся физического и психического здоровья вашего ребенка.
- Любите своего ребенка и принимайте его таким, каков он есть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_sobr._kak_uberech_rebenka_ot_nasiliya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в коррекционных классах на тему:
«Как уберечь ребенка от насилия»
Время проведения: 30-40 мин.
Оборудование: мультимедиа сопровождение, анкеты, ручки, памятки от психолога, видео ответы детей, раздаточный материал от социального педагога, видео ролики по теме собрания, слайды «Ситуации», слайды «Статистические данные по Усть-Куту за 2013г.».
Участники собрания: психолог, социальный педагог.
1. Тема нашей встречи серьезна и трудна. Это тема проявления насилия и жестокого отношения к детям. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же эта за явления и стоит ли нам о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что с собой представляют насилие и жестокое обращение с детьми. И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть ее.
Ежегодно в России от жестокого обращения погибает несколько тысяч детей. Гораздо большее число детей страдает от насилия, которое не оканчивается гибелью, но наносит тяжкий физический или психологический вред ребенку. Так, по данным Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации, за последний год около 2 тыс. детей погибло в результате насилия. По данным неофициальной статистики, каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. При этом абсолютное большинство таких преступлений остаются нераскрытыми.
Ситуация осложняется тем, что физические наказания в нашей стране в большинстве семей являются допустимой нормой. Оправдываются они чаще всего примером родительских семей или необходимостью поддержания дисциплины.
Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
— угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
— преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
— ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
*отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
*отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
2. Видео «Педофилы»
3. Выступление соц.педагога, памятки.
4. Видео детей «Ответы на вопросы»
5. Видео «Как защитить детей»
7. Заключение +памятки:
Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от взрослых. Ребенок верит в любовь, силу, добро. Но в жизни есть такие ситуации, когда дети испытывают голод, насилие, унижение. Их запугивают, используют телесные наказания, угрозы. Жестокость лучше предупредить, чем с ней бороться. Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики.
Мне кажется, наш разговор удался. Главное – Вы были заинтересованы и активны. Спасибо Вам. Уверена, что «погружение» в сегодняшнюю проблему оказалось для Вас полезным. Надеюсь, что Вы еще раз обратитесь к этой теме. А мы с удовольствием окажем Вам поддержку. Хотим Вам предложить «Памятки», которые, мы надеемся, помогут вам принять правильное решение по поводу наказания ребенка.
Завершая наш сегодняшний разговор, я хочу пожелать вам родительской мудрости и огромного терпения. Любите своих детей несмотря ни на что. Уважайте их за то, что они личности, за то, что они самобытны и неповторимы