Административное наказание цели виды назначения

Административное наказание: понятие, цели и виды. Назначение наказания

Административное наказание (ответственность) является разновидностью (одним из видов) юридической ответственности, которая является результатом неправомерного поведения лица и выражается в применении к нему полномочными органами и их должностными лицами в установленном законом порядке соответствующих юридических санкций.

Т.о санкцией за совершение административного правонарушения является административное наказание (ответственность).

Административным наказанием является установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП).

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (виды):

1) предупреждение – официальное порицание в письменной форме физического или юридического лица (основной);

2) административный штраф – денежное взыскание, назначаемое в определенной сумме, которая устанавливается в рублях. Штраф устанавливается для граждан в размере не менее 100 и не более пяти тысяч рублей; для должностных лиц не более 50 тыс. руб.; для юридических лиц не более 1 млн. руб. (основной). Штраф является наиболее часто применяемой мерой ответственности за административные правонарушения, причем почти за все.

Остальные виды наказаний только по суду :

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (как основным, так и дополнительным);

4) конфискация орудия или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в собственность государства не изъятых из оборота вещей (как основным, так и дополнительным);

5) лишение специального права, ранее ему предоставленного – срок лишение не менее 1 месяца до 2-х лет (основным);

6) административный арест – изоляция от общества до 15 суток (до 30 в условиях чрезвычайного положения ст. 3.9). Не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющих детей в возрасте до 14 лет, лицам не достигшим 18 лет, инвалидам 1 и 2 группы (основным);

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц из РФ (при въезде и соответствующими д. л.);

8. дисквалификация – лишение ф. л. права занимать руководящие должности, сроком от шести месяцев до 3-х лет (как основным, так и дополнительным);

9) приостановление деятельности индивидуального предпринимателя, ю. л, сроком до 90 суток (основным)

КоАП и закон Белгородской области определяют должностных лиц уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, а также органы и д. л. правомочные рассматривать правонарушения и применять к нарушителям меры административного наказания. Четко проведено разграничение компетенции этих органов (т. е. кто и по каким ст.). К таковым:

— комиссии по делам н/св. и защите их прав;

— органы исполнительной власти и их структурные подразделения (например, МВД, налоговые органы и др. таковых около 60).

Административное наказание за совершение административное правонарушения назначается в пределах, установленных законами, предусматривающими ответственность за данное правонарушение в соответствии с КоАП. При назначении наказания учитывается характер правонарушения, личность виновного, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства смягчающие ответственность (раскаяние, н/св, беременной женщиной ст. 4.2), и обстоятельства, отягчающие ответственность (повтор, в состоянии опьянения ст. 4.3).

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2-х месяцев со дня совершения правонарушения (а по некоторым, например, налогам, валютного законодательства 1-го года ст. 4.5). Срок действия наказания 1 год.

Имущественный ущерб может быть удовлетворен судьей только при отсутствии спора одновременно с рассмотрением дела, в остальных случаях судом в порядке гражданского судопроизводства, в том числе и о возмещении морального вреда.

Виды (группы) административных правонарушений и ответственность за их нарушения предусмотрены разделом 2 (главами 5 – 21) Особенной части Кодекса РФ об административных нарушениях главами 5 – 21 и закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» главами 2 – 7.

Например, виды административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов рынка ценных бумаг и ответственность за них предусмотрены главами 14 и 15 КоАП РФ и главой 7 закона Белгородской области.

Административное право

Административное право: Фондовая лекция по теме «Административное наказание»; специальность 030501.65 – юриспруденция. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2007.

Лекция подготовлена ст. преподавателем кафедры АП и У в ОВД СибЮИ МВД России подполковником милиции Е.В. Шишуновой.

Заместитель начальника отдела правового обеспечения ГУВД по Красноярскому краю капитан милиции Д.В. Рачковский

Преподаватель кафедры АПиУ в ОВД канд. филос. наук майор милиции И.В. Кудашова

Рассмотрена и одобрена на заседании

кафедры АПиУ в ОВД

СибЮИ МВД России

30 Ноября 2007 г., протокол № 7

С о д е р ж а н и е

Понятие и цели административных наказаний 5

Виды административных наказаний 8

Общие правила назначения административных наказаний 22

В числе средств осуществления государственного управления важное место занимают меры административно-правового принуждения, которые подразделяются на следующие группы: административные наказания; предупредительные меры; пресекательные меры; меры административно-процессуального обеспечения; восстановительные меры. Таким образом, административные наказания являются разновидностью административно-принудительных мер.

Административные наказания являются эффективным правовым инструментом в борьбе с правонарушениями граждан и юридических лиц в самых разных сферах жизнедеятельности общества.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, однако статьей 1.3 КоАП РФ установление перечня видов административных наказаний и правил их применения отнесено к ведению Российской Федерации. То есть, дополнить перечень административных наказаний(ст. 3.2 КоАП РФ),усовершенствовать правила их назначения(Гл. 4 КоАП РФ)и исполнения(Разд. 5 КоАП РФ)можно только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Среди юрисдикционных органов, которые наделены правом назначать административные наказания, одно из основных мест занимают органы внутренних дел.

Прочное усвоение слушателями и курсантами учебных заведений системы МВД России, равно как и практическими работниками ОВД, положений действующего законодательства об административной ответственности создает необходимую теоретическую базу для борьбы с противоправными посягательствами в точном соответствии с принципами законности.

Понятие и цели административных наказаний

В теории административного права, как правило, под административным наказанием понимается мера ответственности, установленная государством за совершение административного правонарушения.

В более широкой трактовке административное наказание определяется как мера государственного воздействия принудительного характера, применяемая уполномоченным на то государственным органом (должностным лицом) к физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение.

Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. Особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере государственного управления, носит наказательный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага. 1

Содержание административных наказаний состоит также в ограничении, лишении субъективных прав или благ лиц, к которым они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, административный штраф и конфискация связаны с материальными потерями.

Одновременно отмечается принудительный характерадминистративных наказаний. Действительно, административное наказание представляет собой своеобразную ответную реакцию государства на факт противоправного поведения нарушителя, которого государство путем наложения административного наказания заставляет претерпевать те или иные лишения морального, имущественного, физического или финансового характера, рассчитывая на достижение определенных целей, изменение поведения правонарушителя.

Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата административного штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате административного штрафа взыскание его принудительно может быть обращено на имущество должника).

По поводу целей применения административного наказания в юридической литературе многие годы велась оживленная дискуссия, в ходе которой в качестве целей назывались наказание 2 , кара 3 , исправление и перевоспитание наказанных, предупреждение совершения новых правонарушений со стороны виновных и иных лиц. Позднее законодатель подвел своего рода черту под спором, определив цели на уровне закона в КоАП РСФСР, а затем в КоАП РФ (ст. 3.1).

Административное наказание применяется в целях:

предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем (частное предупреждение или превенция);

предупреждения совершения правонарушений другими лицами (общая превенция).

Итак, целью административного наказания является предупреждение правонарушений не только со стороны нарушителей, наказанных в административном порядке, но и других лиц.

Цель частного предупрежденияставится в отношении лиц, подвергнутых административному наказанию за совершение административного правонарушения, чтобы исключить рецидив нарушения правил поведения с их стороны. Предупреждение достигается путем устрашения виновного наказанием и разнообразными формами лишения виновного совершить новое правонарушение (например, путем лишения нарушителей правил дорожного движения права управления транспортным средством).

Цель частного предупреждения правонарушений обеспечивается и исполнением административных наказаний. Именно реальность такого исполнения позволяет в определенной мере оценивать эффективность деятельности юрисдикционного органа. Неисполнение наказаний создает у нарушителей чувство безнаказанности, нередко способствует формированию более стойких антиобщественных установок.

Общее предупреждениенаправлено на предотвращение правонарушений со стороны иных лиц, помимо нарушителей. Общепревентивное значение административных наказаний определяется их информационно-психологической характеристикой и достигается изданием правовых актов, предусматривающих возможность применения санкций за совершение правонарушений, оповещением населения о соответствующих запретах и санкциях, в том числе и наложенных на правонарушителей. Немаловажную роль в достижении цели общего предупреждения административных правонарушений играет принцип неотвратимости ответственности.

Таким образом, с помощью административных наказаний осуществляются цели общего и специального предупреждения (профилактики) правонарушений (общей и частной превенции). Специальное предупреждение заключается в том, что административное наказание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершать правонарушений в будущем. Общее предупреждение характеризуется тем, что способствует воспитанию не только самого нарушителя, но и окружающих его лиц. Конечная цель применения административных наказаний состоит в том, чтобы ни нарушитель правовых норм, ни другие лица не совершали более административных правонарушений.

54.Административные наказания: понятие, цели, система, виды.

Административное наказание — установленная законом мера ответственности за административное правонарушение, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем и другими лицами. Оно не может быть направлено на унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, причинение ему физических страданий, нанесение вреда деловой репутации юридического лица [45.Ст. 3.1].

За совершение административных правонарушений в законе установлены и могут быть применены следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 5) административный арест; 6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 7) дисквалификация; 8) административное приостановление деятельности. К физическим лицам применяются административные наказания, перечисленные в п. 1-8, а к юридическим лицам — указанные в п. 1-3,8. Наказания, названные в п. 3-8, устанавливаются только КоАП РФ [45.Ст. 3.2].

Административные наказания могут быть основными и дополнительными. Шесть видов административных наказаний могут быть установлены и применены только в качестве основных. Это предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности. Особенность дополнительных административных наказаний состоит в том, что они могут присоединяться к основным и действовать вместе с ними. К ним относятся конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности.Не допускается одновременное применение двух основных или двух дополнительных видов административных наказаний [45.Ст. 3.3].

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Применяется в письменной форме [45.Ст. 3.4]. Оно представляет собой предостережение физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Предупреждение установлено в качестве меры административного наказания за незначительные административные проступки и налагается только в качестве основного наказания. К нему может быть присоединено дополнительное наказание, если оно предусмотрено в санкции соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Применение предупреждения как меры административной ответственности за совершенное административное правонарушение действует в течение года. Необходимо отличать такое предупреждение от различного рода замечаний, указаний и предостережений субъектов административной власти. Они не названы законом в числе наказаний и потому не влекут за собой административной ответственности.

Административный штраф является денежным взысканием и довольно распространенной мерой административного наказания имущественного характера. Он выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. руб., для должностных лиц — 50 тыс. руб., для юридических лиц — 1 млн руб. 145. Ст. 3.5].

Конкретный размер административного штрафа может быть определен также в результате расчетов в соответствии с показателями, установленными в КоАП РФ. Кодекс предусмотрел многочисленные показатели для определения сумм административных штрафов, систематизировав их по пяти позициям. Поэтому в настоящем учебнике приведены лишь основные положения по данному вопросу, изложенные в ст. 3.5 КоАП РФ.

Административный штраф может быть выражен в величине, кратной: 1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения правонарушения; 2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Россию, либо сумме неуплаченного административного штрафа; 3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение; 4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок ставок и т.п.) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года; 5) начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Кодекс РФ об административных правонарушениях установи;! ограничения максимального размера штрафа по изложенным позициям. Размер административного штрафа не может превышать: а) исчисляемого по первой и второй позициям — трехкратного размера стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, либо пятикратного размера похищенного имущества; б) исчисляемого по третьей позиции — 1/25 совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение; в) исчисляемого по четвертой позиции — двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Санкции статей Особенной части КоАП РФ, законы субъектов РФ об административной ответственности обычно предусматривают нижний предел размера административных штрафов и верхний его предел по формуле «от и до». Во всяком случае, размер административного штрафа не может быть менее 100 руб.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Назначается судьей и применяется только в отношении собственника предметов [45.Ст. 3.7].

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Конфискации подлежат предметы, бывшие орудием совершения административного проступка либо его непосредственным объектом. Данный вид административного наказания предусмотрен за ряд административных правонарушений в области связи и информации, таможенного дела, общественного порядка и общественной безопасности.

Не относится к конфискации изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, предмета или орудия административного правонарушения: а) подлежащих возвращению их законному собственнику; б) изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении субъекта административного правонарушения, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Назначается судьей. Срок лишения указанного права не может быть менее одного месяца и более трех лет [45. Ст. 3.8]. К группе специальных прав принадлежат: право управления транспортным средством; право на охоту, хранение и ношение охотничьего оружия; право на эксплуатацию радиоэлектронных средств.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не применяется к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью. Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает исключения из приведенного общего правила применительно к указанному лицу в случаях: а) управления транспортным средством в состоянии опьянения; б) уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения; в) оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого это лицо являлось [45. Ст. 12.8, ч. 1 и 3; ст. 12.26; ст. 12.27, ч. 2].

Лишение специального права на осуществление охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. По общему правилу продолжительность ареста не должна превышать 15 суток. За нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции срок данной меры административного наказания установлен до 30 суток. Назначается судьей [45. Ст. 3.9].

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Он не применяется к следующим категориям лиц: а) беременным женщинам; б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; в) лицам, не достигшим возраста 18 лет; г) инвалидам I и II групп; д) военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы; е) сотрудникам ряда органов исполнительной власти, имеющим специальные звания (органов внутренних дел; органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; Государственной противопожарной службы; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов).

Срок административного задержания включается в срок административного ареста. Положение о порядке отбывания административного ареста утверждено постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726 [339].

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства состоит в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, оно заключается в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Россию — соответствующими должностными лицами. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам [45.Ст. 3.10].

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права: а) замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы; б) занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица; в) входить в совет директоров (наблюдательный совет); г) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Она может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к лицам, занимающимся частной практикой |45.Ст. 3.11]. Правительство РФ своим постановлением от 11 ноября 2002 г. № 805 утвердило Положение о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лип [312].

Административное приостановление деятельности представляет собой временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Оно применяется в случаях: 1) угрозы жизни или здоровью людей; 2) возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами; 3) наступления радиационной аварии и техногенной катастрофы; 4) причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Административное приостановление деятельности назначается также в случае совершения административного правонарушения в области: а) оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; б) противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; в) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности; г) правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах); д) порядка управления; е) общественного порядка и общественной безопасности; ж) градостроительной деятельности.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Оно устанавливается на срок до 90 суток.

Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. При этом должно быть установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания [45.Ст. 3.12].

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий